Верно писал Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…», и именно интонация наделяет слово особой силой и мощью.
Когда для малыша слово не представляет значимости, носителем смысла является интонация: темп, тембр и мелодика маминого голоса. Дети прежде всего реагируют на интонацию, и только потом уже на фразы. Да, иногда мы не произносим бранных слов, но ругаем ребенка с таким усердием, с таким отчаянием в голосе, что он ощущает себя человеком, который не заслуживает любви, уважения и прощения… А порой замечания делаем так ласково, что ребенку непонятно, что он поступает неправильно.
Ответьте честно на вопрос: «Что чаще всего слышит ребенок в вашей речи: доброжелательность, нежность, тревожность, агрессию, страх, раздражение, недовольство? Поработайте над интонацией, выделив несколько наиболее верных вариантов для того, чтобы донести до ребенка свои чувства. Найдите нейтральную интонацию – ровную, в которой не будет негативной эмоциональной окраски, она будет наполнена доброжелательностью, любовью, принятием, искренностью, поддержкой.
Проработайте интонацию одобрения. Не скупитесь на эмоции! Например, можно сказать: «Вот это да! Какой же ты молодец! Как я горжусь тобой!». Уделите ребенку немного своего внимания, если он действительно постарался, чтобы пробудить в нем желание добиваться успеха вновь и вновь.
Учтите, что ругать, то есть говорить с интонацией неодобрения, важно очень аккуратно, чтобы слова звучали без ожесточения, без отвержения: «у тебя никогда это не получится», «ты не заслуживаешь моей любви» и т. д. Следите за голосом. Используйте интонацию неодобрения пореже, иначе это орудие просто утратит свою силу. Психологи рекомендуют использовать правило: «семь раз похвали, и лишь один раз поругай».
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – возьмите на заметку эту заповедь из Нового Завета, чаще ставьте себя на место ребенка. Какие слова вы хотели слышать от своих родителей и каким тоном сказанные, когда больно падали; когда не ладились дела в школе, когда не успевали навести порядок в комнате; когда соседский мальчишка забирал вашу игрушку, когда прилагали усилия, чтобы решить задачу, а ничего не получалось?
Помните, что взрослые были детьми, а вот дети пока никогда не были взрослыми, и наша задача воспитывать их в «таком тоне», чтобы они понимали требования родителей, а также, что каждый человек заслуживает любви, уважения и прощения.