Елена, мать 15-летнего Жени, рассказывает: «В младших классах Женя перепробовал много разных видов спорта, но ни одним из них не стал заниматься серьезно. Он просто не хотел тренироваться и развивать свои навыки. Так же и с учебой: Женя имел большие перспективы, но ему не хватало усидчивости и концентрации».
Многие родители расстраиваются, когда их дети недостаточно стараются, чтобы выполнять задачи, которые им вполне под силу. Но что можно сделать в таком случае? Родители могут научить ребенка правильно ставить цели и следить за тем, чтобы он постепенно, шаг за шагом, шел к их достижению.
Не обольщайтесь: вам вряд ли удастся добиться того, что ребенок сразу же начнет учиться на «отлично». Для подростков научиться ставить цели особенно трудно. Но, как утверждают психологи, этот период хорошо подходит, чтобы дать ребенку представление о целеполагании и научить его достигать поставленных целей. Для этого придерживайтесь следующих стратегий.
Четко объясните идею целеполагания
Для начала понаблюдайте за ребенком – возможно, он уже ставит себе цели в каких-либо сферах. Например, если вы видите, что ваш подросток откладывает деньги на компьютерную игру, объясните ему, какие шаги он должен предпринять для ее приобретения. Расскажите ему, как здорово чувствовать, что ты достиг поставленной цели. Затем обсудите с ребенком, где еще он может применять эти методы постановки целей.
Начинайте с малого
Помогите ребенку поставить небольшую цель, которую он сможет достичь за короткий период (например, дочитать книгу или закончить поделку). Как утверждают психологи, маленькие цели – наилучший способ научить ребенка достигать больших целей. От достижения маленьких целей ребенок чувствует прилив энергии.
Давайте ребенку выбор
Хотя вам может хотеться самому поставить цели ребенку, лучше всего дать ему возможность самостоятельно решить, какие цели он хочет достичь. Затем помогите ему составить план. В некоторых случаях потребуется больше вашей помощи в этом процессе. Если вы чувствуете, что злитесь на ребенка за то, что он медленно идет к цели, или подгоняете его, это должно стать для вас сигналом не вмешиваться.
Обращайте внимание на возможности
Если ребенок говорит: «Я хочу выиграть конкурс в этом году», используйте эту возможность и помогите ему составить план действий. Запишите вместе с ним конкретные действия, которые он должен совершить, чтобы достичь цели, и сроки выполнения этих действий. Время от времени проверяйте, как идет выполнение плана, помогая ребенку концентрироваться на достижении целей.
Покажите ребенку, как достичь цели
Взрослые лучше знают, как достигать поставленной цели. Поэтому вам стоит вовлекать ребенка в процесс постановки собственных целей, чтобы показать, как это работает. Например, вы хотите посадить сад возле дома. Позвольте ребенку поучаствовать во всех этапах достижения этой цели – от выбора деревьев до их посадки. Вы лучше знаете, как разбивать цель на маленькие задачи. Научите этому и ребенка.
Будьте реалистами
Дети часто недооценивают, насколько трудно может быть достичь цели. Поэтому они испытывают фрустрацию и разочарование при малейшей неудаче. Например, если ребенок захочет научиться играть на гитаре, мотивируйте его, но не теряйте связи с реальностью. Определите, какие трудности могут возникнуть в процессе и чем придется пожертвовать для достижения этой цели. Ваша задача заключается не в том, чтобы показать ребенку, как трудно достичь цели, тем самым отпугнув его. Ваша задача – продемонстрировать всю серьезность дела и придумать план действий.
Признавайте усилия ребенка
Когда ребенок ставит цели и прилагает усилия для их достижения, не забывайте хвалить его. Например, скажите ему: «Я впечатлена. Если ты чего-то действительно захочешь, то можешь этого добиться».
Ирина, мать 12-летнего Саши, говорит: «Когда сыну было 8, он захотел научиться играть на фортепиано и усердно занимался, чтобы достичь своей цели. Я никогда не напоминала ему, чтобы он занимался, так как он делал это самостоятельно. Но я всегда хвалила его, и он начал ставить себе более сложные цели. И это уже касалось не только игры на фортепиано – Саша стал лучше учиться в школе. Теперь от него можно услышать фразы: «Я не могу провалить этот экзамен – мне нужно начинать готовиться к нему заранее». С ним произошли просто удивительные изменения.
Если ребенок терпит неудачу
Представьте, что ваш ребенок хочет улучшить свои оценки по математике, но все так же получает тройки. Что делать в таком случае? Придерживайтесь следующих рекомендаций:
пересмотрите вместе с ребенком цель. Может быть, она слишком сложная или недостаточно четкая;
предложите ребенку самому предположить, как переформулировать цель. Дети более склонны следовать своим собственным целям, а не навязанным родителями;
предложите ребенку высказать идеи о том, как лучше достичь поставленной цели. Спросите его: «Что можно сделать, чтобы лучше выполнить следующую контрольную работу?»;
поделитесь с ребенком своими детскими разочарованиями. Так он будет чувствовать себя намного лучше;
похвалите его. Даже если ребенок не получил отличную оценку на контрольной, как он хотел, похвалите его за старания («Я горжусь тобой – ты приложил много усилий»);
не старайтесь запугать ребенка или подкупить его. Если вы обещаете ему купить компьютерную игру за отличную оценку или наказать за неудовлетворительную, это не только не поможет в достижении цели, но и навредит ребенку в долгосрочной перспективе.
5 шагов к достижению цели
1. Запишите цель, например: «Я хочу попасть в сборную школы по футболу».
2. Цель должна быть максимально четкой, например: «Я хочу в каждом матче забивать по голу».
3. Взвесьте все «за» и «против». Например: «за» – «в футбольной команде я буду меньше стесняться и смогу больше общаться с другими детьми»;
«против» – «мне нужно тренироваться несколько раз в неделю. Это будет занимать много свободного времени».
4. Определите маленькие шаги к достижению цели. Для этого задайте себе такие вопросы:
«Кто мне может помочь?» (тренер, друзья). «Что мне нужно сделать?» (больше тренироваться, прийти на отбор в сборную). «Сколько времени на это потребуется?» (по часу трижды в неделю).
5. Следите за прогрессом. Спрашивайте у тренера, что получается, а что – нет.