В современном мире безопасность личности приобретает все более масштабный характер. Об этом сообщают по радио и телевидению, пишут в газетах, демонстрируют в местах большого скопления людей. Общество призывают к безопасному поведению в быту, на воде, на дорогах, в лесу и так далее.
Приобщение человека к культуре безопасности начинается еще в детском возрасте. Значительная часть времени на получение знаний, умений и навыков в области безопасного поведения приходится на уроки в школе, а именно на уроки по основам безопасности жизнедеятельности.
По статистическим данным, количество травм, полученных на улице зимой, в 2-3 раза выше, чем летом. Таким образом, все более актуальными становятся уроки безопасности в зимнее время. Это период, когда человека подстерегают такие опасности, как ранее наступление темноты, гололед, обморожения, переохлаждения, различные травмы при катании на санках, коньках, лыжах, неправильное обращение с пиротехническими изделиями и елочными украшениями. Следовательно, в учебный процесс должны включаться мероприятия, направленные на профилактику травматизма в вышеуказанный период.
Занятия по воспитанию культуры безопасности могут быть составной частью как учебной, так и внеучебной деятельности. Как правило, это могут как уроки, построенные в традиционной форме, так и различные практикумы, семинары, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования.
Одной из распространенных форм является классный час, сущность которого заключается в коллективном обсуждении проблемы в неформальной обстановке. Для детей школьного возраста более продуктивным окажется создание нового, где можно проявить свои творческие способности. Например, создание памяток, подготовка стенгазеты по безопасному поведению в зимнее время.
Также не менее интересными для учеников окажутся практические занятия по отработке навыков спасения человека на льду, оказанию первой помощи при обморожении или переломе конечности. Учебную деятельность обучающихся можно разбавить просмотром видео файлов и презентаций, приготовленных самостоятельно детьми. Это позволит не только разнообразить учебный процесс, но и наглядно изучить последствия неправильного поведения зимой.
Значительную роль в воспитании культуры безопасности играет семья. Успешное формирование правил безопасного поведения начинается именно в семье и только посредством личного примера родителей. Информация, которую взрослый пытается донести до ребенка, всегда должна подкрепляться конкретными действиями. Поведение родителей всегда определяет поведение детей.
Таким образом, совместная деятельность семьи и школы способствует успешному формированию культуры безопасности ребенка. Для этого можно использовать самые разнообразные формы организации деятельности. Чем раньше ребенок включится в осознанное проживание опасных ситуаций, тем раньше овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками безопасного поведения.