Чтобы выяснить, не страдает ли ребенок от низкой самооценки, обратите внимание на следующие признаки. Они могут проявляться в ежедневном взаимодействии ребенка с окружающим миром или только в определенных ситуациях. Когда данные признаки повторяются и становятся моделью поведения, стоит задуматься о наличии у ребенка проблем с самооценкой.
Ребенок избегает выполнения задач, даже не пытаясь их выполнить. Это часто свидетельствует о страхе и о том, что ребенок чувствует себя беззащитным перед лицом трудностей.
Ребенок быстро заканчивает игру, признавая поражение при малейших неудачах.
Ребенок хитрит или лжет, когда думает, что может проиграть.
Ребенок ведет себя слишком дурашливо. Такое поведение приводит к тому, что другие дети начинают его дразнить и обзывать.
Ребенок командует и не поддается на уговоры, скрывая за таким поведением чувство разочарования или беспомощности.
Ребенок оправдывается («Учитель ничего не понимает») или приуменьшает важность событий («Мне вообще не нравится эта игра»), чтобы переложить ответственность на окружающих или обстоятельства.
У ребенка снизилась успеваемость в школе или он потерял интерес к привычным для себя занятиям.
Ребенок избегает социальной активности, мало общается с друзьями.
У ребенка часто меняется настроение: спокойствие сменяется грустью, разочарованием, плачем или вспышками гнева.
Ребенок часто употребляет самокритичные фразы, например: «Я никогда ничего не делаю правильно», «Меня никто не любит», «Я некрасивый», «Я недостаточно умный».
Ребенок плохо воспринимает и похвалу, и критику.
Ребенок обращает чрезмерное внимание на то, что о нем думают окружающие.
Ребенок подвержен негативному влиянию сверстников: презрительно относится к школе, прогуливает уроки, ведет себя неуважительно. У него проявляется склонность к кражам, курению, употреблению алкоголя или наркотиков.
Ребенок либо слишком много помогает, либо совсем не помогает по дому.