Что такое неуспеваемость?
«Не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания» (Степанов Сергей Сергеевич, психолог).
«Неуспеваемость – это успеваемость ребенка ниже уровня, прогнозируемого на основании его способностей» (Кэрол Бейнбридж, эксперт по одаренным детям).
Термин «неуспеваемость» – это один из наиболее популярных терминов, которым оперируют школы, родители и учителя. Тем не менее, разные люди понимают его по-разному.
Исследования доказали, что почти все люди пользуются только небольшой частью своих умственных способностей. Другими словами, никто из нас не совершенен, если мы говорим о полном использовании своего потенциала. То есть все мы неуспевающие ученики и не полностью применяем свои способности учиться и достигать чего-либо.
Для детей вопрос о «неуспеваемости» может иметь серьезное побочное значение. Многие дети, подпадающие под данную категорию учащихся, демонстрируют ярко выраженный разрыв между врожденными способностями и тем, чего они действительно добиваются в классе. Основной признак неуспеваемости обычно проявляется в младших классах школы, и проблема становится серьезнее по мере того, как дети взрослеют и переходят в старшие классы. В некотором смысле, этот тип неуспеваемости может быть деструктивным.
Однако большинство детей этой категории могут просто не использовать свои способности в полной мере. Просто взгляните на их школьный дневник и обратите внимание на комментарии учителей: «Плохо старается! Может работать гораздо лучше!». Там могут быть даже жалобы и предупреждения родителей о неудовлетворительной работе ребенка. Существует целый ряд причин, почему дети не выкладываются на уроках полностью.
Причины детской неуспеваемости
Что вызывает неуспеваемость детей? Существуют ли какие-либо генетические параметры, играющие активную роль в процессе? Могут ли какие-либо внешние факторы привести к неуспеваемости? Помимо медицинских и психических причин, приводящих к неуспеваемости у детей (эти причины находятся вне компетенции и поля зрения этой статьи), к неуспеваемости также приводит ряд внешних причин. Во многих случаях основной причиной, почему дети максимально не раскрывают свой потенциал, является то, что отстающие дети, возможно, просто не овладели искусством достигать своих целей.
Неуспеваемость детей может возникнуть из-за причин, связанных со школой и домом (как в комбинации, так и в отдельности).
Возможные причины, связанные со школой
В классе отсутствует интересная, интригующая и бросающая вызов (в хорошем смысле слова) атмосфера.
Чрезмерная конкуренция.
Отсутствие конкуренции.
Конфликты между учителем и учеником.
Некоторые формы пониженной обучаемости.
Медленное обучение.
Слишком большое давление со стороны сверстников.
Отсутствие видимых возможностей для проявления творческих способностей.
Инертность, отсутствие гибкости в школьной программе. Явное несоответствие способностей ребенка школьной системе.
Возможные причины, связанные с домом
Разногласия или конфликты между родителями.
Чрезмерная родительская опека над ребенком.
Отсутствие проявлений любви и привязанности родителей.
Отсутствие родительского внимания.
Проблемы со здоровьем.
Конфликты между братьями и сестрами.
Слишком большое давление родителей, требующее от ребенка постоянно демонстрировать высокие результаты.
Нехватка самоотдачи и стараний ребенка на уроке.
Большинство отстающих детей проявляют следующие признаки
Они дезорганизованы и недисциплинированны.
Они обычно забывают выполнять домашние задания, не пишут рефераты и игнорируют школьные контрольные работы.
Они не выполняют свои задания.
У них беспорядок на партах, в учебниках и учебных материалах.
Они никогда не слушают ни учителя, ни родителей.
Они всегда невнимательны и беспокойны.
Они слишком много разговаривают со своими одноклассниками и смотрят в окно на уроках.
Их навыки обучения неудовлетворительны.
Они постоянно оправдываются и защищаются.
Им скучно в классе.
Они считают, однако, что внеклассные мероприятия интересны и увлекательны.
Низкие оценки их не обескураживают. На самом деле, они относятся к низким оценкам безразлично.
Они могут обвинять учителей в своих низких оценках.
У них есть большие мечты, но они не считают, что должны упорно трудиться, чтобы достигать больших результатов.
Они не признают ценность истинных усилий.
Временами они бывают слишком самоуверенными, не проявляя ни усилий, ни стремлений.
Они хотят достигать больших целей, но не знают, как это сделать.
Они не умеют ставить перед собой реальные цели и терпят неудачи из-за такой неэффективности.
В сущности, у детей с плохой успеваемостью отсутствует чувство веры в собственные силы. На самом деле, отстающие дети – это хорошие ученики, хотя они не знают о своей реальной ценности. Они не считают, что могут стать лучшими в своем классе. Родителям и учителям необходимо излечить это состояние детей как можно быстрее и направлять их в сторону достижения более высоких результатов в учебе.