Дети считают лето тем временем, когда можно наконец сложить на полку все книги и отдохнуть, особенно если они испытывают трудности при чтении или проявляют к нему не самый большой интерес. Но вправе ли мы винить их в этом, когда позади такой долгий и непростой учебный год?.. Однако полный отказ от чтения во время каникул (не только летних) может привести к тому, что ребенок потеряет навыки, приобретенные кропотливым трудом.
Развитие навыков чтения требует много повторения и циклического возвращения (то есть повторения изученной информации), особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Значительные перерывы разрушают эти навыки, поэтому долгие летние каникулы могут отбросить детей в обучении назад. Известно, что ученики, регулярно читающие во время каникул, добиваются лучших результатов в учебе.
Каким бы ни был уровень чтения вашего ребенка, вы можете успешно его поддерживать, вовлекая в интересные и обучающие занятия, связанные с чтением. Эти занятия должны быть сосредоточены на обогащении речи, беглости чтения и понимании прочитанного материала, и адаптированы для разных возрастов и уровней развития соответствующих навыков.
Речевые занятия: игры в слова
Развитие богатого словарного запаса поможет ребенку улучшить свои навыки чтения и воспринимать все более и более сложные тексты. Вот несколько простых игр, в которые можно играть во время летних путешествий или пребывания дома.
«Назови синонимы слова…?». В этой игре ребенок получает очки за каждый синоним, который он придумает. Спросите ребенка, например, «Какие есть синонимы у слова «диван»?». Он, скорее всего, сможет назвать такие слова, как «кровать» или «кушетка». Для того чтобы помочь ему развивать словарный запас, вы можете добавить слова «софа» и «тахта», описав отличительные особенности этих предметов мебели.
Построение предложений. Специалисты рекомендуют помогать ребенку выстраивать предложения, улучшая тем самым словарный запас для описания чего бы то ни было. Например, предложите ребенку посмотреть на цветок и назвать его цвет. Затем постройте полное предложение («Этот цветок красный») и попросите ребенка повторить. Затем попросите его дать вам дополнительную информацию о цветке. Если ваш ребенок говорит, что у цветка зеленые листья, помогите ему включить эту деталь в предложение: «У красного цветка зеленые листья». Продолжайте добавлять детали, пока ребенок не построит длинное предложение, например, «В моем красивом саду растет красный цветок с зелеными листьями».
Настольные игры. В игры «Угадай слово», «Эрудит», «Словодел» и другие ребенок может с интересом играть часами напролет. Вы можете создать систему начисления бонусных баллов за длинные слова или за использование слов, которые он недавно узнал. Устройте турнир и вовлеките в него всю семью!
Беглость: чтение рассказов
Беглость – это способность читать текст в темпе, характерном для устной речи. Лучший способ улучшить беглость – читать вслух вместе с ребенком. Это время очень важно для вас обоих. Когда ребенок читает вам вслух, он тренирует технику чтения, а когда вы читаете ему вслух, то демонстрируете беглость чтения на своем собственном примере. Но и это еще не все: опыт совместного чтения помогает ребенку ассоциировать чтение с позитивом.
Превратите чтение в актерскую игру. Читайте с ребенком по очереди. Вы можете читать по одной странице или распределить роли и читать реплики своих персонажей. Когда подходит ваша очередь, читайте с выражением и поощряйте ребенка делать то же самое. Позвольте вашему актерскому таланту проявиться во всей красоте!
Изготовьте собственную аудиокнигу. Предложите ребенку потренироваться читать его любимый рассказ, пока он не научится читать его бегло. Затем включите звукозаписывающее устройство и запишите, как он читает. Воспроизводите запись ребенку, чтобы он услышал собственное звучание, и перешите запись несколько раз, пока малыш не останется доволен результатом. Окончательную версию аудиокниги можно подарить другу или бабушке и дедушке, но не забудьте сохранить копию для себя!
Понимание материала: развитие вдумчивого читателя
Некоторым детям техника чтения дается легко, но при этом они испытывают трудности при определении главной мысли и ключевых моментов повествования. Задавая вопросы по ходу чтения и помогая ребенку глубже погружаться в информационное поле произведения, вы способствуете развитию навыков вдумчивого понимания текстов.
Мысленная визуализация. Попросите ребенка мысленно представить сцену из рассказа, который вы сейчас читаете. Так вы поможете ему научиться связывать слова с образами. Прочитайте ему несколько глав книги, а затем спросите, как он представляет себе сюжет прочитанного материала. Если он испытывает трудности при визуализации, вернитесь к тексту и вместе найдите в нем слова и фразы, описывающие ситуацию. Попросите ребенка представить и описать, как могла бы выглядеть эта сцена в художественном фильме. Держите под рукой бумагу и фломастеры на случай, если ребенок захочет зарисовать свои мысленные образы.
Что произойдет дальше? После прочтения нескольких абзацев рассказа попросите ребенка угадать, как будет развиваться сюжет книги. Что произойдет, если кролик украдет морковку? Поймает ли фермер кролика? Чем закончится эта история? Если в книге есть иллюстрации, попросите ребенка внимательно рассматривать их при поиске подсказок о развитии сюжета.
Чтение с определенной целью. Помогайте ребенку тренироваться читать, держа в голове определенную цель. Например, прежде чем он начнет читать очередную главу книги, задайте ему несколько вопросов, ответы на которые ребенок сможет найти в процессе чтения рассказа. Например, «Когда ты закончишь читать эту главу, я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, какие две команды отдал главный герой своей собаке?». Или спросите малыша, в какое время года происходит действие рассказа. Как он думает, дело происходит летом или зимой? Почему он так считает?