Подростковый возраст – это период между началом полового созревания и взрослой жизнью. В современном развитом обществе подростковый период обычно определяется возрастом между 13 и 20 годами. В этот период дети начинают утверждать свою независимость и формируют свои первые глубокие привязанности вне семьи. Для многих подростков это период рискованного поведения и получения нового опыта.
Обычно люди связывают рискованное поведение подростков с игрой гормонов и, без сомнения, это одна из причин. В подростковом возрасте наблюдается всплеск тестостерона – гормона, связанного с сексуальной активностью, агрессией и опасным поведением. Однако не все подростки превышают скорость во время езды на машине, пробуют наркотики или вступают в беспорядочные половые связи. Поэтому должны быть и другие причины их поведения.
Некоторые ученые утверждают, что подростковый возраст – это искусственное явление, которое возникло в современном обществе. Иными словами, в современной культуре принято опекать детей дольше, чем необходимо. Из-за длительного периода обучения в школе, университете и т. д., необходимого для полноценного вступления в общество, до 25 лет молодые люди не достигают полной самостоятельности. Родители не ожидают от подростков взрослого поведения, соответственно, подростки его не проявляют.
Но так было не всегда. До ХХ века большинство людей до 20 лет женились или выходили замуж, создавали семьи, работали и выступали в качестве полноценных членов общества. Средняя продолжительность жизни была короткой, а зарабатывать на жизнь было тяжело. В среднем человек становился дедушкой в том возрасте, в котором современные люди только заводят первого (и часто – единственного) ребенка.
Как и в случае со всеми психологическими проблемами, проблема подросткового поведения сводится к двум составляющим: биологической и особенностям воспитания. Биологическая составляющая подразумевает гормональные изменения и развитие головного мозга. Говоря о воспитании, мы имеем в виду социальные ожидания от подростка. Несомненно, оба фактора одинаково важны.
Подростковое поведение можно также рассматривать с точки зрения теории эволюции. Поведение, которое нам кажется неадекватным, в течение сотен тысяч лет помогало выживать нашим предкам, которые занимались охотой и собирательством. Британские психологи утверждают, что подростковый возраст необходим для построения социальных связей, необходимых для того, чтобы стать успешными во взрослой жизни.
Иными словами, безрассудное поведение, которое мы ассоциируем с подростковым возрастом, не является ключевой особенностью этого периода, а возникает под влиянием сверстников. Психологи провели исследование, в ходе которого подростки использовали симулятор вождения. Когда подростки вели машину сами, они ездили осторожно, не нарушая правил. Но, когда рядом находился кто-то из друзей, подростки чаще шли на риск. Они поступали так под влиянием сверстников или просто из желания похвастаться.
Другое исследование показало, что подростки чаще склонны к употреблению алкоголя или наркотиков в компании, чем в одиночестве. Такие результаты исследования четко показывают, что в подростковом поведении решающую роль играет социальная составляющая.
Кстати, рискованное поведение подростков – это не исключительно человеческая черта. Млекопитающие в целом более склонны к рискованному поведению в период между половым созреванием и первым половым контактом. Например, исследование, проведенное с лабораторными мышами, показало, что мыши подросткового возраста более склонны к употреблению алкоголя, находясь в группе, чем в одиночестве. Напротив, взрослые самцы мышей умеренно употребляли алкоголь как в группе, так и в одиночестве.
Как животные, так и люди проявляют склонность к рискованному поведению под влиянием сверстников. Вполне возможно, что причиной этому является высокий уровень тестостерона в организме. Молодые самцы многих видов животных участвуют в борьбе за самок. От способности к рискованному поведению и выживания зависит место самца в иерархии. Таким образом они показывают самкам, что способны позаботиться о потомстве. И, поскольку самцы конкурируют между собой, тестостерон влияет не только на их сексуальное поведение, но и на агрессию.
Но на людей не просто влияет присутствие сверстников. Подростки беспокоятся о том, что о них думают сверстники, и тогда, когда они находятся в одиночестве. В одном исследовании детям, подросткам и молодым взрослым было предложено оценить, насколько рискованными являются разные сценарии. После того, как каждый из участников исследования высказал свое мнение, им показывали ответы других. Этот рейтинг сильно отличался от их собственных ответов. После этого участникам было предложено пересмотреть свои ответы. И дети, и взрослые хотели изменить свои ответы, если им говорили, что ему показывали ответы взрослого. Однако и дети, и взрослые оставались при своем мнении, если им говорили, что ответы давал подросток. Иными словами, и дети, и взрослые доверяли мнению взрослых больше, чем мнению подростков. Вместе с тем подростки проявляли совершенно противоположное поведение. Они меняли свое мнение только в тех случаях, если им показывали ответы подростков, но не взрослых. Иными словами, они проявляли типичное подростковое поведение, не соглашаясь с мнением взрослых.
Даже активность мозга у подростков и у взрослых различаются. Когда подросткам предложили выполнять различные задания, параллельно измеряя активность их мозга методом МРТ, те области, которые отвечали за обработку социальной информации, были более активны, когда им говорили, что за ними наблюдают их сверстники. Знание о том, что за их работой наблюдают, меньше влияло на активность мозга у взрослых.
Психологи предполагают, что ключевой особенностью подросткового периода является сильное желание вписаться в социальную жизнь. Если это так, то рискованное поведение подростков вызвано поведением со стороны сверстников. Высокий уровень депрессии среди подростков также связан с их потребностью в социальной интеграции. Так или иначе, подростки, страдающие от подавленного настроения, часто жалуются на то, что они чувствуют себя изолированными от сверстников.
В подростковых проблемах с поведением можно обвинять давление сверстников, но психологи утверждают, что такое давление тоже является способом выявить лидеров среди групп подростков. Этой теме были посвящены несколько исследований американских и британских психологов. Одно из них посвящено борьбе с буллингом в школе, другое – борьбе с курением. Когда в исследованиях приняли участие наиболее популярные ученики школ, уровень буллинга и курения в школах резко снизилось по сравнению с теми школами, в которых программой руководили взрослые. В подобных случаях, когда ученики школ привлекались к общественно полезной работе, они проявляли больший энтузиазм, если воспринимали это как популярную работу.