Какое чувство вызывает у вас падение подростка с чего бы то ни было? Возможно, вы содрогаетесь или даже испытываете физическую боль. Материнский инстинкт велит вам защитить ребенка, поднять его и отвести в безопасное место. Но правда заключается в том, что иногда подросткам просто необходимо подвергаться риску, падать и испытывать другие опасности подобного рода для того, чтобы успешно развиваться. И вот почему.
Подростковый период – это время невероятного физического, интеллектуального и эмоционального развития. Однако мало кто знает, насколько не синхронизированы между собой «рывки», которыми оно происходит, и насколько существенно такой дисбаланс влияет на нужды и потребности подростков, ответственность за удовлетворение которых лежит непосредственно на взрослых людях.
Вот некоторые из биологически обусловленных изменений, которые происходят в начале периода полового созревания.
Повышенная склонность к риску, как правило, вызываемая желанием «покинуть гнездо» и исследовать огромный мир. (Это свойственно не только человеку, но и большинству млекопитающих.)
Повышенная эмоциональность. Когда исследователи изучали, как родители и дети предподросткового возраста обсуждают конфликтные ситуации, они обнаружили, что большинство детей злились. Однако дети предподросткового возраста, у которых уже начался период полового созревания, как правило, злились гораздо сильнее, чем дети, у которых этот период еще не начался.
Преувеличенно ревностное отношение к социальному статусу. Это частое явление при формировании репродуктивной системы. Подростки склонны жертвовать безопасностью ради статуса, принимая риски, которые придают им более завидное социальное положение в группе сверстников.
Пубертатный период активизирует процессы в головном мозге, связанные с определенными стремлениями, мотивациями и эмоциями. Такие побуждения и эмоции присутствуют и раньше, но подростковый период усиливает их, а у некоторых детей довольно резко.
К сожалению, хотя подростки начинают реагировать сильнее эмоционально, развитие областей мозга, которые отвечают за рациональное мышление и помогают контролировать сильные эмоции, временно отстает. Для их полного развития может потребоваться еще несколько лет, а это означает, что подросткам нужна помощь при контроле над их обостренными эмоциями и побуждениями к принятию необоснованных рисков.
Сон – это простой пример того, как дети нуждаются в помощи при управлении незначительными биологическими изменениями, которые могут оказывать серьезное влияние на их будущее благополучие.
В период полового созревания очень часто происходят тонкие изменения в структуре сна: многие подростки чувствуют большое желание ложиться спать позже и любят дольше спать по утрам. Но это небольшое биологическое изменение не настолько существенно, чтобы изменить их режим сна. Подростки, чьи родители настаивают на соблюдении режима, без проблем засыпают в 21:30 и просыпаются в 6:45 утра.
Тем не менее окружающая обстановка может привести к резким изменениям в режиме сна детей. Зарождающаяся озабоченность по поводу собственного социального статуса заставляет их ложиться спать очень поздно, проводя время в переписке с друзьями, просмотре видео роликов и даже выполнении домашней работы. Многие дети в этом возрасте бодрствуют допоздна, несмотря на утомление.
Родители часто считают, что их уже самостоятельные подростки могут сами справиться с графиком сна. Но, как правило, это не так. Подавляющее большинство подростков не обладают в достаточной мере развитым когнитивным управлением, необходимым для того, чтобы противостоять искушениям, – например, написать сообщение любимой девушке, – выключить компьютер и пойти спать.
Поэтому подросткам наряду с получением большей автономии необходима структура. Это немного трудно для понимания, но в значительной степени схоже с предоставлением маленьким детям ограниченных вариантов выбора (например, «В качестве перекуса ты можешь съесть яблоко или морковку»). Просто структура и варианты выбора, которые мы предоставляем нашим детям, должны отражать их стремления и мотивацию на данном этапе развития. При этом им нужен элемент опасности.
Именно поэтому важно предоставлять детям возможности падать. Подростки стремятся к риску. Хотя мы, родители, как правило, хотим оградить детей от рисков, лучше вкладывать нашу энергию в то, чтобы направлять их в сторону здоровых рисков. Мы можем так выстроить и структурировать их окружающую среду, что у детей появится множество возможностей для неудач, падений, которые не повредят им слишком сильно.
Это называет предоставлением тщательно продуманных возможностей для неудач и ошибок. Подростки склонны уклоняться от принятия позитивных рисков, которые могут заставить их выглядеть в глазах сверстников не такими крутыми, но, несмотря на сильный страх, они бросаются на риски, которые помогают им получить определенный социальный статус.
Когда взрослые люди сознательно структурируют школьную культуру и окружение так, что статуса и уважения добиваются те дети, которые принимают риски, – риски, тщательно продуманные взрослыми людьми за кулисами, – подростки процветают.
С другой стороны, если мы не прикладываем усилий для того, чтобы ликвидировать разрыв между растущим стремлением молодых людей рисковать и их все еще незрелой системой самоконтроля, последствия могут быть плачевными.
Подобно тому как дети, не получающие достаточного количества сна, подвергаются большему риску переживания депрессии, тревог и других негативных эмоциональных состояний, дети, которые не имеют возможности принимать позитивные риски, – например, пробить решающий пенальти в ответственной игре или выступить в рок-группе перед своими сверстниками, – часто принимают негативные риски. И эти негативные риски доводят подростков до больницы, неприятностей с законом или еще чего-то худшего. Подросткам свойственно делать глупости.
Иногда этим подрастающим детям нужна возможность прыгнуть, несмотря на большую вероятность падения. Подросткам нужны взрослые люди, которые могут создать эти тщательно продуманные возможности для ошибок, достаточно смелые взрослые, чтобы позволить детям терпеть неудачи и научиться самостоятельно подниматься после падений.