О проблемах с детским поведением

О проблемах с детским поведением

Ваш ребенок упрямый и грубо отвечает на все ваши попытки призвать его к хорошему поведению? Он постоянно пререкается с вами на публике? Или, может быть, он без спросу берет все, что ему нравится?

Знакомые ситуации? Родители во всем мире сталкиваются с этими и другими проблемами с поведением их детей каждый день. В этой статье мы рассмотрим советы, которые облегчат вам жизнь и помогут справляться с плохим поведением ребенка. Но, прежде чем узнать, как предотвратить плохое поведение ребенка, следует разобраться, какое поведение для него является нормальным.

Какое поведение является нормальным?

Четких критериев нормального поведения попросту нет. Все зависит от возраста ребенка, его личностных качеств, эмоционального развития и окружающей среды, в которой он воспитывается.

В целом поведение ребенка считается нормальным, если оно соответствует социальным, возрастным и культурным нормам. Но даже если оно не соответствует культурным ожиданиям, но соотносится с возрастом ребенка и не приносит никому вреда, его можно считать вполне нормальным.

Итак, как же отличить нормальное повведение от плохого?

Признаки плохого поведения ребенка

Непослушные дети иногда выглядят милыми. Редкие споры или истерики нельзя считать ненормальным поведением. Но если такое поведение проявляется слишком часто, это может стать поводом для беспокоййства. Рассмотрим несколько признаков, свидетельствующих о том, что поведение вашего ребенка ненормально:

ребенку трудно управлять своими эмоциями. У него часто случаются вспышки эмоций, их вызывают незначительные ситуации;
ребенок становится импульсивным: он может драться, разбрасывать или ломать вещи, кричать и т.д.;
ребенок, который обычно разговорчив, замыкается в себе или становится грубым без причины;
ребенок часто лжет вам. Он может воровать или брать без спросу вещи, которые ему не принадлежат;
поведение ребенка сказывается на его успеваемости в школе. Например, он может затевать в школе драки, прогуливать уроки и т. д.;
разногласия ребенка с одноклассниками или друзьями отрицательно влияют на его социальную жизнь;
ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном. Он становится беспокойным, ленивым или немотивированным;
у ребенка проявляется сексуальное поведение, не соответствуещее его возрасту;
ребенок подвергает сомнению правила, которые приняты в семье, не соблюдает дисциплину. Он может нарушать правила и не повиноваться вам;
ребенок наносит себе физический вред.
Следует помнить, что у детей до трех лет еще не развито рациональное мышление, поэтому их поведением управляют эмоции. По мере взросления поведение детей становится все более рациональным, но они все еще нуждаются в поддержке родителей, чтобы управлять своими эмоциями. Это нормально.

Незначительные отклонения в поведении могут быть исправлены с помощью определенных методов воспитания или поведенческой терапии. Рассмотрим, какие расстройства поведения можно исправить с помощью таких методов.

8 самых распространенных детских проблем с поведением

Дети часто нарушают правила, чтобы проверить авторитет родителей. Только так они могут понять, какое поведение допустимо, а какое – нет. Это проявляется в таких формах.

1. Неуважение и пререкания

Когда ваша трехлетняя дочь пререкается с вами, это может показаться забавным. Но если ей уже семь лет, а она говорит «нет» на каждую вашу просьбу или указание, это уже действует вам на нервы. Если вовремя не исправить такое поведение, пререкания могут привести к спорам между родителями и ребенком.

Но что же делать родителям в таких случаях?

если ребенок пререкается, но при этом выполняет ваши указания, просто игнорируйте его поведение. Это нормальная реакция, если поведение ребенка никому и ничем не угрожает;
если ребенок пререкается, но следует вашим указаниям, помните, что он все равно делает то, что вы его просили. При этом, вероятно, он испытывает злость. Вы можете объяснить ребенку, что злиться – это нормально, но разговаривать неуважительно нельзя ни в коем случае;
если реакция ребенка несет в себе угрозу окружающим или самому ребенку, обратите внимание на то, что он говорит, и обращайтесь с ним осторожно;
не проявляйте импульсивность. Дайте ребенку успокоиться, а затем объясните ему, что так вести себя нельзя. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет;
установите ограничения и расскажите ребенку о последствиях нарушения правил. Не угрожайте ребенку, просто констатируйте факты (например, что он не получит мороженое или не пойдет в кино). Вы можете сказать, что, если он будет продолжать кричать, он не получит ужин. Но, если он сейчас же прекратит кричать, вы приготовите ему что-нибудь вкусное. Компромис дает ребенку возможность выбора и кажется ему менее категоричным;
озвучьте свои ожидания. Иногда вы можете проявить гибкость, если это сделает ребенка счастливым;
обращайте внимание на то, как вы ведете себя с окружающими в присутствии ребенка. Вы бываете грубыми или неуважительными? Если да, вам прежде стоит изменить ваше собственное поведение.
2. Ругательства

Когда дети злятся, они переходят на крик. Но если они начинают ругаться до того, как им исполнится 10 лет, это должно стать поводом для беспокойства. Ребенок может кричать или использовать ненормативную лексику, чтобы добиться своего или вывести вас из себя. Когда ребенок ругается, придерживайтесь таких рекомендаций:

убедитесь, что вы не используете ненормативную лексику в присутствии ребенка;
не допускайте, чтобы кто-то ругался в доме. Этому не может быть оправдания. Если ребенок ругается, всегда должны быть последствия;
четко объясните последствия и убедитесь, что они уместны. Если ваша девятилетняя дочь использует ненормативную лексику, вы можете целый день не пускать ее гулять. Возможно, при этом ей придется пропустить занятие в музыкальной школе, но менять правила нельзя ни в коем случае;
если маленький ребенок использует ненормативную лексику, немедленно исправьте его. Скажите, что это плохое слово, и оно не нравится людям.
если вы нечаянно скажете ругательное слово в присутствии ребенка, сразу же исправьтесь. Вы можете сами попросить ребенка исправлять вас, если вы будете использовать такие слова.
3. Агрессивное или насильственное поведение

Дети могут злиться. Но если их гнев переходит в жестокость или агрессивное поведение, это становится проблемой. Перепады настроения, расстройства поведения, импульсивность, разочарования и т.д. могут вызвать агрессию даже у маленьких детей. Иногда ребенок может прибегнуть к насилию в целях самообороны.

Агрессия может быть усвоенной моделью поведения. Не видит ли ребенок насилие дома либо в школе? Если ребенок кусается или дерется, задайте себе этот вопрос.

самая простая реакция на агрессию ребенка – накричать на него. Если вы так поступите, то научите ребенка неправильному поведению. Ребенок учится у вас контролировать свои импульсы и эмоции. Вместо того чтобы повышать голос, попросите его успокоиться;
отразите чувства ребенка, сочувствуйте ему, но дайте понять, что драться недопустимо. Скажите, например: «Я знаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя»;
расскажите ребенку о последствиях, которые его ждут в случае насильственного поведения. Если ребенок маленький, предложите ему альтернативу. Например, научите его использовать слова и фразы типа: «Я злюсь» или «Мне это не нравится» вместо агрессивного поведения.
что еще более важно, подавайте ребенку хороший пример. Не применяйте дома физических наказаний. Вместо этого поощряйте положительное, неагрессивное поведение ребенка.
4. Ложь

Дети часто лгут. Родителям свойственно волноваться, когда они ловят своих детей на лжи. Вы можете чувствовать обиду за предательство и задавать себе вопрос, можете ли вы теперь доверять своему ребенку. Что же вы можете сделать, чтобы предотвратить такое поведение ребенка?

не принимайте ложь ребенка на свой счет. Подумайте, что заставило ребенка лгать;
дети могут лгать, когда боятся негативных последствий правды. Хвалите ребенка за позитивное поведение, а не наказывайте за отрицательное. Благодаря этому у ребенка не будет потребности лгать;
научите ребенка быть честным. Для начала покажите ему хороший пример;
установите последствия за ложь. Не спорьте и не обсуждайте свои решения по этому поводу. Если ребенок лжет, он обязательно должен испытать последствия.
5. Буллинг

Буллинг является серьезной проблемой, которая может привести к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети могут запугивать однокласснков, чтобы почувствовать себя сильными. С помощью издевательств и буллинга они также решают свои социальные проблемы. Когда ребенок не может справиться со своими эмоциональными проблемами, он прибегает к буллингу. Если вы заметите подобное поведение у своего ребенка, вы должны сразу же отреагировать.

с раннего возраста научите своего ребенка, что буллинг – это недопустимо. Объясните, кто такие хулиганы и что они делают, например: «Хулиган – это тот, кто обзывается на других, обижает их или забирает их вещи»;
как можно раньше установите правила, которые все члены семьи должны соблюдать. Объясните правила ребенку: «В этом доме не обижают других» или «Такое поведение недопустимо в этом доме»;
будьте внимательны ко всем проявлениям буллинга. Будьте внимательны, не запугивают ли старшие дети младших. Если заметите проявления подобного поведения у ребенка, немедленно их пресекайте.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.