Воспитательные цели родителей, как правило, универсальны: мы хотим (а) чтобы наши дети росли счастливыми, здоровыми и хорошо приспособленными к жизни людьми и (б) чтобы они добились успеха в любых своих начинаниях. Мы хотим сделать все возможное, чтобы помочь им в этом. Тем не менее, по словам специалистов, многие из методов, которые мы используем с этой целью, на самом деле вредят детям. Ведь зачастую те посылы, которые мы отправляем малышам, противоречат нашим намерениям!
Психологи выдвинули одну глубокую идею. Как и многие глубокие идеи, она очень проста и заключается в следующем: большинство людей обладают одним из двух типов мышления – фиксированным мышлением либо мышлением роста.
Фиксированное мышление – это тип мышления, который базируется на убеждении в том, что наша личность, черты характера, таланты, способности и интеллект полностью фиксированы. Мы либо умные, либо глупые. Мы либо талантливы в чем-то (искусство, музыка, спорт, математика, логика и т. д.), либо нет. В мире живет определенное количество талантливых людей, которыми остальные восхищаются со стороны. Фиксированное мышление допускает такие утверждения, как: «Он никогда не научится танцевать, как бы ни старался. Он слишком неуклюжий» или «У нее легкая рука – все, к чему она прикасается, расцветает», или «Она не может пожарить яйцо, не устроив пожар» и так далее.
Мышление роста – совершенно противоположный тип мышления, который отражает наше убеждение в том, что человеку все по силам. Благодаря настойчивости и усилиям любой из нас может стать тем, кем хочет. Не существует людей умных или глупых – есть только те, кто раскрыл потенциал своего интеллекта, и те, кто этого еще не сделал. Не существует талантливых и гениев, есть только очень трудолюбивые люди, которые решили поднять свои способности на более высокий уровень. Нет необходимости стоять в стороне и восхищаться кем-либо – каждый может превратить себя в такого человека, если увлечен чем-то по-настоящему и готов прилагать усилия. Любой человек может научиться танцевать, сажать растения или готовить.
Как мышление влияет на нашу жизнь
Как можно догадаться, наше мышление – это своего рода очки, сквозь которые мы рассматриваем наш мир. Превалирующий тип мышления воздействует на каждую нашу мысль и поступок. Давайте посмотрим, как различные способы мышления рассматривают успехи и неудачи.
Люди с фиксированным мышлением считают себя способными в той или иной области, а значит, каждый маленький успех подтверждает их мнение о себе, а каждая маленькая неудача переживается ими очень болезненно, подрывая веру в себя. Поэтому они испытывают потребность выглядеть умными любой ценой. Успех заставляет их раздуваться от гордости. Когда они терпят неудачу, происходит обратное.
Следовательно, как только такие люди сталкиваются с неудачей, они отчаянно пытаются найти кого-то или что-то, чтобы переложить вину за свой провал, и постоянно оправдываются. Так как любой успех и неудача очень тесно связаны с их честолюбием, люди с фиксированным мышлением склонны испытывать иррациональный страх перед неудачами и, как правило, редко идут на риск. В свою очередь, это ограничивает уровень успеха, которого они потенциально могут достичь. В случае если они становятся успешными, полученный успех бывает выстраданным и тщательно ими оберегается.
Люди с мышлением роста считают, что успех является скорее результатом усилий, а не сырого таланта. Поэтому такие люди упорно трудятся, чтобы постоянно расти и совершенствоваться. Успех ими зарабатывается и никогда не принимается как должное. С другой стороны, неудачи они рассматривают как неизбежные «побочные эффекты» занятий какой-либо деятельностью. Поэтому к провалам они относятся, как к возможностям дальнейшего совершенствования.
Так как успехи и неудачи рассматриваются ими как отдельные события, которые не связаны непосредственно с их личностью, сторонники мышления роста склонны принимать успех со скромностью, а с неудачами справляться достойно.
Вот некоторые другие примеры того, как фиксированное мышление и мышление роста влияют на нашу жизнь в определенных ситуациях.
Ситуация
Реакция людей
с фиксированным мышлением
Реакция людей
с мышлением роста
Столкновение
с чем-то неизвестным
Как правило, они предпочитают держаться подальше от незнакомых ситуаций и не хотят рисковать, чтобы не потерпеть неудачу. Или же могут ввязываться в ситуацию с наигранной бравадой, чувствуя при этом легкое недомогание
и дискомфорт, которые сопровождают их на всем пути, вплоть до победного конца
Они способны лучше оценивать ситуацию, основываясь на ее конкретных характеристиках и более объективно решать, стоит ли в нее ввязываться или нет. Если все же они вмешиваются, такие люди умеют более комфортно опираться
на неопределенности ситуации, справляться с неудачами
и в конечном итоге достигать желаемого результата
Когда требуются усилия
Они только усмехаются. Потому что умным и талантливым людям
не нужно прикладывать усилий. Результат должен приходить естественно
Они засучивают рукава
и принимаются за дело. Поскольку все, к чему стоит стремиться, требует усилий
Реакция на критику
Они огрызаются. Все отрицают. Стараются избавиться от источника критики. Критика порождает у таких людей глубокий страх: «Я не такой способный»
Они делают глубокий вдох
и обретают спокойствие. Затем оценивают критику по разным критериям. Если она беспочвенна, они от нее отмахиваются и продолжают свое дело. Если критика содержит рациональное зерно, они ее принимают как объективную оценку и пытаются извлечь для себя уроки
В классе/учебной обстановке
Они не задают вопросов, которые могут заставить их выглядеть глупо. С другой стороны, они безостановочно задают вопросы, которые показывают, что они лучше усвоили материал, чем другие ученики. Цель заключается в том, чтобы выглядеть умным любой ценой
Если они не понимают материал, то не стесняются задавать вопросы, независимо от того, как они при этом выглядят – умными или глупыми. Понимание материала для них гораздо важнее. Чаще всего такие ученики даже не имеют представления о том, насколько глупо или умно они выглядят,
задавая те или иные вопросы.
Что это значит для нас
Примеры, описанные выше, со всей очевидностью доказывают, что:
Мы хотим воспитывать наших детей с мышлением роста. Как родители, мы не просто хотим, чтобы наши дети были успешными… мы хотим, чтобы они наслаждались самим процессом достижения успеха. Также мы хотим, чтобы они были настойчивыми в достижениях и достойно справлялись с любым неудачами на своем пути. И когда они наконец станут успешными, мы хотим, чтобы они ощущали чувство глубокого удовлетворения и самореализации, а не растущий страх, паранойю, высокомерие или самодовольство.
Мы не можем воспитывать наших детей с мышлением роста, если сами не обладаем им. Очевидно, что это условие является обязательным, не так ли? Это печально, но некоторые из нас по своей природе имеют фиксированное мышление. И если мы в первую очередь не изменим наше собственное мышление, мы не сможем прививать детям мышление роста.
Задайте себе следующие вопросы. Вы когда-нибудь относились к поведению своих детей с точки зрения оценки того, насколько вы хороший родитель? Вы испытываете неуверенность в себе, когда терпите неудачу как родитель, а какой-то случайный человек высказывает вам свой «взгляд»? Когда дети ведут себя неправильно, вызывает ли это у вас желание «приструнить» их? Вам сложно отказаться от уговоров и искать способы мотивировать своих детей?
Что ж, это и есть фиксированное мышление в действии. Однако вы не одиноки. Никто не рождается совершенным. Никто не обладает идеально правильным мышлением (пока).
Итак, мы выяснили, что нам нужно стремиться к двум целям: (а) развивать мышление роста в себе и (б) воспитывать мышление роста у детей.