Безусловно, процесс проживания утраты – очень сложный и очень личный. С потерей близкого человека трудно справиться даже взрослым, а уж тем более детям, особенно если при этом их родители тоже проживают такие же чувства. Понимание того, как горе влияет на детей в разном возрасте, дает возможность родителям помочь ребенку найти здоровый способ справиться с утратой.
Хотя горе у детей чаще всего связано с потерей близкого человека, оно может быть вызвано и другими обстоятельствами, например, разлукой с кем-то из родителей.
Как помочь ребенку, который переживает потерю
Возраст ребенка сильно влияет на то, как он воспринимает потерю. Младенцы не умеют выражать свои чувства вербально, но они уже реагируют на потери. В таких случаях они могут казаться более беспокойными и безутешными, у них может поменяться привычный режим сна и приема пищи.
Дети в возрасте от 2 до 4 лет эгоцентричны, они думают, что мир вращается вокруг них. Понимание смерти у них своеобразно: они могут думать, что смерть обратима, и воспринимают ее через призму того, что взрослый, которого они потеряли, теперь перестанет о них заботиться. В этом возрасте реакции ребенка часто регрессивные (то есть он ведет себя так, как будто он младше возрастом, чем есть на самом деле) и проявляются чаще всего в режиме питания или сна. Дети в этом возрасте нуждаются в поддержке и поддержании привычного порядка вещей. Выполняйте привычный для ребенка распорядок дня, утешайте его, обнимайте, целуйте и чаще прикасайтесь к нему. Не обсуждайте подолгу с ребенком смерть, но поддерживайте с ним контакт. Даже если ребенок еще маленький, и вы думаете, что он не поймет ваши слова, он оценит ваш интерес к его чувствам и ваше желание утешить его. Общайтесь с ребенком – это поможет вам наладить с ним контакт. Со временем ваши разговоры станут более длительными и подробными, и вы сможете подобрать для ребенка правильные слова.
Дети в возрасте от 5 до 7 лет немного больше понимают неизменность смерти, но это еще не глубокое понимание. В этом возрасте дети уже более самостоятельны, но они еще не могут отличать фантазии от реальности. Они могут думать, что кто-то виноват в смерти близкого человека, и при этом все еще считать, что смерть – это обратимый процесс. Они обычно задают много вопросов и хотят понять, как это – умереть. Они даже могут попросить вас поиграть с ним в похороны и сыграть роль умершего. Типичной реакцией ребенка в этом возрасте будут постоянные расспросы, ночные кошмары, расстройства сна и приема пищи, иногда – проявления жестокости во время игр.
Родители могут помочь ребенку, позволяя ему выражать свои чувства словесно (например, с помощью придуманных историй) или в рисунках. Будьте рядом, обсуждайте с ребенком то, что он создает, поощряйте его в том, чтобы он выражал свои эмоции. Как и в случае с младшими детьми, не беспокойтесь, если ребенок не до конца понимает того, что происходит. Просто оставайтесь открытыми к нему и поддерживайте контакт – это будет полезно вам обоим.
В возрасте от 7 до 11 лет дети начинают мыслить более логично, они лучше понимают, что смерть – это навсегда (но при этом иногда ребенок все же может думать, что с ней можно что-то поделать). Дети могут бояться телесных повреждений и могут быть обеспокоены тем, как другие люди реагируют на смерть, и правильно ли реагируют они сами. Иногда дети этого возраста могут задумываться о самоубийстве (чтобы быть вместе с умершим близким человеком), изолироваться от общества или проявлять гнев по отношению к родителям. Они задают много вопросов и хотят получить на них конкретные ответы.
Лучшее, что могут сделать родители – это быть открытыми к разговорам о чувствах ребенка. Отвечайте на его вопросы. Будьте рядом с ребенком, когда он хочет поговорить, но давайте ему побыть самому, когда ему это будет нужно. Позвольте ребенку играть в символические игры, чтобы выразить свои эмоции.
В возрасте от 11 до 18 лет ребенок уже способен мыслить абстрактно и может понять, что такое смерть. Реакция детей в этом возрасте более взрослая: они могут захотеть поговорить с кем-то из взрослых, кроме родителей, могут выглядеть подавленными или злыми, или вызывающе вести себя на публике.
Не пытайтесь избавить или оградить ребенка от чувства горя. Поощряйте то, чтобы ребенок высказал свои эмоции, выслушайте его и помогите справиться с эмоциями. Не пытайтесь контролировать ситуацию – просто будьте рядом.
Этапы проживания горя
Хотя дети разного возраста проживают горе по-разному, этот процесс всегда состоит из нескольких этапов. Дети обычно проявляют шок, отрицание и гнев, прежде чем принимают потерю. Сначала они проживают период потрясений, затем – переходный период, когда они пытаются осознать потерю, и только после этого приспосабливаются к новой ситуации.
Чувство горя циклично: как и взрослые, они воспринимают потерю как жизненную неудачу, и от этого чувствуют себя беспомощными. Каждому человеку требуется свой период времени, чтобы прожить горе. Родители должны быть открыты для ребенка и не навязывать «правильный» способ прожить горе. Дети могут проявлять типичную для их возраста реакцию, но все они по-разному проживают свои чувства.
Если ребенку требуется дополнительная помощь
Родители пытаются сделать все возможное, чтобы помочь ребенку справиться с чувством горя, но, если они сами проживают те же чувства, или ребенку трудно справиться со своими чувствами, ему может понадобиться профессиональная помощь. Можно проконсультироваться с детским врачом или психологом. Хороший результат может дать индивидуальная или групповая работа с психологом. Детям старшего возраста может быть полезно поговорить со сверстниками, которые также пережили утрату. Несмотря на то, что чувство горя очень личное, ребенку может быть важно знать, что он не один испытал потерю.