Выполнение домашних заданий и учеба в целом часто вызывает у детей трудности. Все члены семьи тоже испытывают при этом неудобства. Однако, если следовать несложным правилам, учиться станет легче. Но в некоторых случаях ребенку может потребоваться помощь всех членов семьи. Рассмотрим подробнее эти правила.
Выключите телевизор. Установите правило для всей семьи: когда ребенок учит уроки, в комнате никто не включает телевизор. Иначе ребенок обязательно будет отвлекаться.
Можно ли при этом слушать в доме радио или музыку через колонки? Многие эксперты рекомендуют выключать музыку и устранять любые другие источники шума. Однако, как показывает практика, большинство детей может легко работать, не отвлекаясь, если в доме работает радио. Однако, если звуки все же отвлекают ребенка, лучше слушать музыку в наушниках.
Установите правила по поводу использования мобильных телефонов в доме. Пока ребенок учит уроки, он может использовать телефон только в особых случаях (например, для того, чтобы позвонить однокласснику и узнать домашнее задание). Четко определите, в каких именно случаях ребенок может использовать смартфон.
Выделите ребенку место, где он сможет учить уроки. Лучше всего для этого подходит комната ребенка. Если у него нет своей комнаты, подойдет также кухня или другая комната. Главное, чтобы ребенка ничто не отвлекало, пока он будет учить уроки.
Выбирайте место для учебы по принципу: функциональность важнее эстетики. Посмотрите, помещаются ли на столе все учебные принадлежности: ручки, карандаши, бумага, учебники и т. д.
Прикрепите на рабочем месте ребенка пробковую доску. На ней он сможет размещать расписание и другую важную информацию. Позвольте ребенку украсить доску на свое усмотрение. Поговорите с ним о том, что ему нужно для того, чтобы делать домашние задания. Следите за тем, чтобы ребенок записывал все домашние задания в дневник – так он сможет лучше организовать свой график и ничего не забудет.
Постоянство – залог успеха. Для успешности ребенка в учебе важно, чтобы у него был стабильный распорядок дня. Постарайтесь организовать дела в доме так, чтобы обед был в одно и тоже время каждый день. После обеда ребенок должен садиться за уроки.
Выделяйте достаточное количество времени на то, чтобы ребенок выучил уроки. Учитывайте при этом возраст ребенка. Старшеклассники могут сконцентрироваться на заданиях в течение часа, в то время как первоклассники вряд ли смогут усидеть на месте более 15 минут. Позвольте ему делать перерывы – это может быть наградой за то, что он выполнит одно домашнее задание.
Организуйте процесс выполнения домашних заданий. Ребенок должен следить за тем, чтобы вовремя выполнять все задания. Он может прикреплять стикеры с напоминанием на пробковой доске или делать напоминания в смартфоне. Это поможет ребенку не откладывать выполнение заданий до последнего.
Объясните ребенку, что учеба – это не только выполнение домашних заданий. Самое распространенное заблуждение по поводу учебы – сводить ее только к выполнению домашних заданий. Научите ребенка таким вещам, полезным для учебы:
делать заметки во время чтения книги;
бегло просматривать текст и выбирать главную информацию;
анализировать таблицы и диаграммы;
пересказывать прочитанное своими словами;
выписывать на карточки даты, формулы, слова и другую нужную информацию.
Конспектирование – это важный навык, который нужно развивать. Одни ученики не умеют этого делать. Другие считают, что нужно записывать все слово в слово. И только некоторые умеют выделять главное и конспектировать.
Нужно ли переписывать законспектированный материал, чтобы придать ему более понятную форму? В некоторых случаях да – особенно, когда законспектирован большой объем материала. Иногда дети не могут писать быстро или концентрироваться долгое время на конспектировании. Переписывание может занять у ребенка много времени, но это отличный способ повторить материал. Однако, если материал не является первостепенно важным, и ребенок не будет к нему возвращаться, переписывать его не нужно.