Дисциплинируем детей, дисциплинируя себя

Дисциплинируем детей, дисциплинируя себя

Один из основных компонентов метода естественного родительства («сознательного», «добросердечного воспитания») – это так называемая мягкая дисциплина. Некоторые люди говорят о ней так: «Мягкая дисциплина помогает только небольшим семьям, мамам-домохозяйкам, детям с добродушным характером и нереально, супертерпеливым мамам». Чего только не услышишь.

Многие мамы, поклонницы строгой дисциплины, утверждают, что мягкая дисциплина побуждает и позволяет детям делать все, что они хотят; что дети начинают «править в доме» и становятся испорченными и властными тиранами, которые держат родителей в заложниках любой своей прихоти. Такие мамы считают, что твердая рука (и даже некоторые физические последствия, такие как периоды необщения с ребенком или шлепанье) воспитывает «хороших детей».

Но мягкая дисциплина не исповедует вседозволенность. Она означает воспитание без насилия, предполагающее доверительное и уважительное общение, восприятие ребенка не в качестве младшего и более слабого человека, которого вы можете и должны контролировать, а в качестве вашего партнера по жизни и источника потенциальной радости и взаимодействия, исполненного любви. Главные цели мягкой дисциплины заключаются в том, чтобы наши дети чувствовали себя в безопасности с нами, равноценными партнерами во взаимоотношениях с родителями и умели сознательно выбирать лучшие способы поведения, а не просто прекращать те его проявления, которые мы считаем неуместными. Кроме того, прививая детям уважение и эмпатию, мы учим их самодисциплине и поощряем демонстрировать свои лучшие качества.

Какие действия родителей неправильные, необоснованные?

1. Бойкот, отказ от общения с ребенком. Ребенка, с которым родители не разговаривают, можно определить по плачу или крикам. Как правило, родитель при этом находится рядом, выглядит озабоченным и часто шепотом напоминает самому себе, что он подверг ребенка такому наказанию, потому что ребенок сделал то-то и то-то, и что это наказание прекратится по истечении определенного промежутка времени или когда малыш перестанет плакать. Мягкая дисциплина побуждает нас не игнорировать крики и плач ребенка, ведь когда дети становятся старше, их эмоции приобретают разнообразнее и глубину, как и словарный запас, который наполняется не только теми словами, которые нам хотелось бы слышать. Поэтому они могут «плакать» уже несколько иначе, по-другому, и мы должны учиться понимать их новые формы выражения негативных эмоций.

2. Угрозы и награды. Как и бойкоты, угрозы и награды, кажется, помогают дисциплине, но помогают неправильно. Точно так же, как дети реагируют на угрозы, потому что боятся последствий, они реагируют и на вознаграждение, потому что именно вознаграждение побуждает их вести себя соответствующим образом. В этом случае мотивацией служат не хорошее взаимодействие с другими людьми, уважение, высокая оценка, одобрение и любовь других людей, а лишь получение вознаграждения.

3. Насилие. Единственные взаимоотношения, в которых вам «разрешено» бить или шлепать другого человека, это взаимоотношения с ребенком; вы не можете шлепнуть своего мужа или жену. Вы не можете шлепать учителей или друзей, вам даже не разрешат завести домашнее животное, если вы скажете, что собираетесь бить его. Люди, которые бьют детей, говорят, что делают это из любви, а не из-за гнева. Различие между избиением в гневе, например, «сгоряча», и ударами в попытке якобы «успокоить» ребенка чисто академические, но не практические. Оба метода предполагают избиение ребенка, в результате чего его мозг высвобождает нейромедиаторы и гормоны, которые помогают справиться с болью и страхом, подавляя ответные физиологические реакции организма на угрозы и насилие. Элементарная причина, почему нельзя бить детей, следующая: избиение – это избиение. Это не любовь, не учеба. Это удары. Вы можете говорить, что бьете из любви или пользуетесь насилием как способом научить ребенка чему-нибудь, но фактически вы просто причиняете ему боль.

Исследования показывают, что физические наказания не способствуют послушанию в долгосрочной перспективе и приводят к меньшему внутреннему осознанию таких понятий, как «соответствующее» поведение и послушание. Во всем мире физическое наказание связывают с возникновением психологической дезадаптации и проблемами психического здоровья, такими как клиническая тревога и депрессия, а также злоупотребление наркотиками и алкоголем. Двадцать четыре страны в мире запретили физические наказания и продемонстрировали удивительные изменения в поведении и социальных ожиданиях.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.