Эти слова стали чуть ли волшебным заклинанием. Спросите родителей, чего они хотят для своих детей, и всюду, где бы вы ни были, получите универсальный ответ: «Я просто хочу, чтобы они были счастливы!». Более того, в большинстве из нас такое желание укореняется еще до рождения детей. Сколько раз вы слышали, как будущие родители говорят, что им вовсе не так уж и важно, будет ли ребенок мальчиком или девочкой, главное, чтобы он был здоров и весел? Конечно, надежда на здорового ребенка абсолютно разумна и понятна, но некоторые эксперты утверждают, что родителям все же стоит переосмыслить залог счастья своего ребенка. Что если его переоценивают?!
Неужели счастье вредно? Размышления над подобной идеей кажутся нелепыми. Ведь никто из нас не хочет, чтобы наши дети боролись за свои отношения или сталкивались с другими трудностями в жизни. Разве это не наша родительская работа – оградить их от проблемных ситуаций? Однако психологи утверждают, что одержимость стремлением к счастью ребенка во что бы то ни стало создает поколение негибких и невыносливых детей, которые не умеют справляться с неприятностями и трудными ситуациями.
Давайте посмотрим немного под другим углом. Счастье, как и «одержимость», может стать той крайностью, которую профессиональные психологи называют «конкурентным» или «гипервоспитанием», т. е. потребностью и стремлением родителей к тому, чтобы ребенок делал все, причем делал это обязательно хорошо; для этого приносится в жертву максимум всего, что только понадобится, чтобы обеспечить ему отсутствие каких-либо неудач. «Сделайте правильные шаги, и ваш ребенок попадет в лучший университет, который станет залогом его успешной и счастливой жизни», – именно такими словами можно выразить силу этого ложного обещания. К сожалению, психологи утверждают, что это не только не гарантия, но и даже сама попытка гарантировать вашему ребенку счастье способна повлечь за собой негативные последствия.
Встречаясь лицом к лицу и справляясь с обычными невзгодами детства, такими как падение с велосипеда во время обучения езде или не получение долгожданной роли в школьном спектакле, доставшейся по закону подлости лучшему другу, мы тем самым развиваем свою стойкость и силу характера. Но если взрослые ограждают своих детей от невзгод и неприятных ситуаций, как, собственно, и поступают родители, одержимые счастьем своего ребенка, пытаясь всячески препятствовать чему-либо или кому-либо, кто мог бы помешать счастью их любимого чада, дети не получают должной практики и не развивают в себе эту стойкость.
Такие негибкие дети, если им в один прекрасный день приходится уехать из дома, испытывают трудности при адаптации к реальному миру. В случае соприкосновения с несчастливыми эмоциями и чувствами они становятся более подверженными такому типу реагирования, как «бегство от проблем», которое может выражаться во всевозможных видах зависимого поведения, например, в злоупотреблении наркотиками или алкоголем. Вместо того чтобы бесконечно искусственно улучшать жизненную ситуацию детей, мы должны научить их распознавать и справляться с самыми тяжелыми чувствами – грустью, разочарованием, обидой, неопределенностью и т. д.
Хорошо, если мы не хотим жить со стереотипным «заклинанием», что нам нужно сделать вместо этого? Нам необходимо привить нашим детям ценности, которые по мере их роста и развития смогут принести им истинное счастье. Это словно «посеять добрые семена» в их детские души. Далее описаны восемь самых необходимых «семян», которые родителям предстоит «посадить»:
Обучайте основам душевного и физического здоровья. Научите своих детей здоровому питанию, полноценному сну, хорошим привычкам физической активности и правильной модели душевного здоровья, рассказывая о чувствах и переживаниях – в равной степени как о счастливых, так и несчастливых, о правильном реагировании и о принятии, если это необходимо в определенной ситуации.
Наполняйте жизнь смыслом. Очень важно, чтобы дети узнали, что помимо их собственных потребностей существуют в жизни какие-то другие значимые цели. Можно рассказать детям о своих героях, об их благородных и отважных поступках, а также приобщить их к каким-то общественно-полезным проектам.
Поощряйте душевную и сердечную близость. Покажите детям ценность дружбы, проводя время с вашими друзьями и друзьями ваших детей.
Показывайте значение поступков любящей доброты. Практикуйте альтруизм, волонтерство, помогите вашим детям познать радость от тех моментов, когда можно бескорыстно подарить окружающим людям свое участие и заботу.
Обучите благодарности. Научите детей быть благодарными за то, что они имеют, подтверждая это на хороших примерах из вашей собственной жизни, даже если что-то в ней было трудным и требовало больших усилий.
Наполняйте духовностью. Говорите о нематериальных вещах, которыми вы восхищаетесь в других людях, и попытайтесь ответить ребенку на его непростые мировоззренческие вопросы, какими бы болезненными они ни являлись.
Подавайте пример оптимизма. Встречайте жизнь с оптимистичным и позитивным отношением к ней, применяя, например, такой девиз, как «могу и делаю», а также помогите детям научиться распознавать то хорошее, что нам могут принести различные перемены в жизни.
Поощряйте благодарные занятия. Помогите своим детям найти для себя любимые занятия, которые смогут раскрыть и развить их способности, а также сильные стороны личности.
А не переоценено ли счастье ребенка? Нет, если оно подлинное и долгосрочное. Попробуйте заменить первоначальное стереотипное высказывание более осознанными словами. Как насчет, например, таких: «Я просто хочу, чтобы у моих детей были смысл жизни, крепкое здоровье и прочные отношения»?