Существует много веселых и полезных занятий, которым ребенок может посвятить свое внеурочное время. Если же вы размышляете о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу – вам стоит знать о преимуществах занятий музыкой. Возможно, ваш ребенок и не станет вторым Моцартом, но ему будет лучше даваться математика в школе, он приобретет много полезных навыков (в том числе усидчивость) и научится более тонко чувствовать мир.
Занятия музыкой развивают учебные навыки
Музыка тесно связана с математикой. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов. Так музыка помогает ребенку лучше понимать различные области математики. Становясь старше, дети могут воспроизводить мелодии из краткосрочной и отчасти из долгосрочной памяти. Если использовать при этом различные техники запоминания, память ребенка можно использовать и в учебных целях.
Игра на музыкальных инструментах также демонстрирует базовые знания из области физики. Например, перебор струн на гитаре дает представление о гармонических колебаниях. Даже инструменты, не имеющие струн (например, ударные) основываются на вибрации. Играя на них, ребенок получает возможность исследовать базовые законы физики.
Занятия музыкой развивают физические навыки
Игра на определенных музыкальных инструментах (например, на перкуссии) помогает ребенку развивать координацию и моторику, поскольку требует согласованного движения кистей, рук и ног. Такое занятие хорошо подходит гиперактивным детям. Игра на струнных и клавишных инструментах (скрипке, фортепиано и др.) требуют одновременных, но в то же время разных движений левой и правой рук. Игра на музыкальных инструментах не только развивает одинаковое владение обеими руками, но и приучает ребенка чувствовать себя комфортно в изначально некомфортных ситуациях. Развитие таких навыков, как координация и расчет времени, открывает малышу дверь к таким занятиям, как танцы или спорт.
Занятия музыкой развивают социальные навыки
Групповые занятия музыкой в классе требуют взаимодействия и коммуникации между сверстниками. Только в сотрудничестве друг с другом дети могут сыграть крещендо или аччелерандо. Если ребенок играет громче или быстрее, чем остальные дети в оркестре, ему нужно подстроиться под остальных. Ребенку важно понимать свою роль в большом коллективе. Этот опыт во многом похож на формы социального взаимодействия, с которыми человек сталкивается в жизни.
Занятия музыкой приучают к дисциплине и терпению
Обучение игре на музыкальном инструменте учит ребенка, что вознаграждение за приложенные усилия приходят не сразу. Например, обучение игре на скрипке – чрезвычайно сложный процесс. Прежде чем ребенок издаст первый звук, он будет долго учиться тому, как правильно держать скрипку и смычок, как ставить ноги при игре и т. д. Игра на инструменте учит упорной работе на протяжении длительного времени. Иногда на то, чтобы достичь сложной цели (например, выучить сольную партию или научиться играть в оркестре) требуются месяцы или даже годы. Частные уроки музыки и практика игры на инструменте дома требуют предельной концентрации внимания в течение 10-ти минут и дольше. Репетиции в музыкальной школе также требуют терпения, поскольку нужно ждать своей очереди, чтобы сыграть произведение учителю. Кроме того, в музыкальной школе ребенок учится уважать достижения сверстников и быть внимательным.
Занятия музыкой повышают самооценку
Музыкальная школа – это среда, в которой дети учатся давать и принимать конструктивную критику. Умение использовать критику себе во благо делает ребенка уверенным в себе. Например, занятия в музыкальной школе дают ребенку понять, что никто не идеален – ни его сверстники, ни он сам. И вместе с этим у всех есть пространство для развития. Важным навыком, который ребенок развивает при обучении музыке, является умение презентовать себя другим людям. Этот навык полезен, независимо от того, будет ли он в будущем заниматься музыкой или нет. И, конечно же, самооценку повышает постепенное развитие в сфере музыки.
Занятия музыкой знакомят ребенка с разными культурами
Учась играть на музыкальных инструментах, ребенок узнает, какую роль музыка играет в разных культурах. Например, бонго знакомит с африканской народной музыкой и музыкой Кубы, где на нем также любят играть. Скрипка, хотя и была изобретена в Италии, часто использовалась в классической музыке немецких и австрийских композиторов. Такие инструменты, как скрипка и фортепиано, используются для аккомпанирования в различных стилях, таких как классическая музыка или джаз, зародившийся на юге США. Важно знакомить ребенка с культурами разных стран с малых лет, чтобы сформировать у него широту взглядов.
Как выбрать музыкальный инструмент
Выбор инструмента для ребенка зависит от ряда факторов. Поэтому, рассматривая разные варианты, ответьте на следующие вопросы.
Нравится ли ребенку инструмент, его форма и звучание? В некоторых музыкальных школах малыша сначала знакомят с разными инструментами, прежде чем он сделает свой выбор.
Не будет ли инструмент слишком сложным для ребенка?
Соответствует ли инструмент темпераменту малыша?
Можете ли вы позволить себе купить и обслуживать инструмент?
Нравится ли вам, как звучит инструмент? (Имейте в виду, что ребенку придется много репетировать дома.)
Увлекается ли он каким-то определенным стилем музыки? Если да, следует выбирать инструмент, традиционный для данного стиля. Например, учась играть на скрипке, ребенок вряд ли подойдет для джазового оркестра.
У экспертов нет однозначного мнения по поводу того, какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для детей. Однако принято считать, что с ранних лет можно учиться играть на фортепиано, ударных инструментах, флейте, гитаре или скрипке.