Одним из наиболее вдохновляющих мероприятий, которое родители могут подарить своим детям, является регулярное запланированное проведение с ними особого времени. Вы как родители, скорее всего, и так проводите много времени со своими детьми. Однако есть большая разница между временем, которое выделяется по необходимости, случайным временем и запланированным – особым временем.
Для детей до двух лет требуется много времени и они еще слишком малы, чтобы понять уникальность и ценность особого времени. Пока они чувствуют вашу искреннюю радость от общения с ними, запланированное особое время не является необходимостью.
В возрасте от двух до шести лет детям требуется, по крайней мере, десять минут в день особого времени, на которое они смогут твердо рассчитывать. Возможно, лучше выделять и более 10-ти минут, но вы удивитесь тому, какое волшебное воздействие на ваши отношения с ребенком могут оказать даже десять минут регулярного особого времени, которые вы ежедневного будете выкраивать из своего плотного графика.
Детям от шести до двенадцати лет не обязательно уделять особое время каждый день (судить вам), но у них должна быть возможность рассчитывать хотя бы на полчаса в неделю. Конкретное время суток и продолжительность особого времени в каждой семье могут определяться индивидуально. Это может быть время для печенья с молоком каждый день после школы или целый час каждую субботу. Важно, чтобы дети точно знали, когда они могут рассчитывать на индивидуальное особое время с родителями.
Не поддавайтесь обманчивому ощущению, что подростки не хотят проводить с вами особое время. В этом возрасте для них друзья важнее семьи, но чем старше они становятся, тем более важной становится семья. Если ваш подросток не знает, чему посвятить особое время, вам, возможно, потребуется сделать ему свои предложения. Подростки любят съесть что-нибудь вкусненькое. Пригласите вашего ребенка-подростка позавтракать или пообедать вместе. Продолжайте поиск наилучшего способа провести время, пока не найдете такой, которого ваш ребенок будет ждать с нетерпением.
Почему особое время с ребенком настолько необходимо?
Дети испытывают чувство тесной связи с родителями, когда могут рассчитывать на регулярное особое время с ними. Они чувствуют, что важны для своих родителей и любимы ими. Это снижает их потребность шалить как неконструктивный способ восстановить или перезагрузить положительную связь с родителями.
Запланированное особое время будет для родителей важным напоминанием о том, для чего у них есть дети, в первую очередь – чтобы радоваться вместе с ними.
Когда дети нуждаются во внимании занятых в настоящий момент родителей, им будет легче услышать от папы или мамы: «Мой хороший, я не могу уделить тебе время прямо сейчас, но с нетерпением жду нашего особого времени в 16:30».
Проведение особого времени с детьми нужно планировать заранее. Хорошо продумайте список дел или развлечений, которым вы бы хотели посвятить ваше особое время. Этот список можно составлять вместе с ребенком и обсуждать, какие пункты будут приоритетными, а какие лучше отложить на более подходящее время. Если какие-то вещи или мероприятия стоят слишком дорого, внесите их в список дел, на которые вы будете откладывать деньги. Если список содержит мероприятия, которые занимают более 10–30-ти минут, запланируйте их на время выходных или отпуска.
Особое время должно быть неприкосновенным, поэтому для родителей будет лучше отключать свои телефоны на время общения. Тем не менее, если у мамы два ребенка и один из них сейчас может позвонить, мать может сказать ему: «Если у тебя все хорошо, я перезвоню тебе позже, поскольку у нас с Володей сейчас особое время». Володе будет очень приятно, что его мама рассказывает другим, насколько для нее важно провести с ним особое время.
Родители могут выделять особое время перед тем, как ребенок отправится ко сну (хотя вечернее время перед сном не должно заменять дневное особое время).
История успеха
Одна мама, перед тем как уложить своих детей спать, попросила их поделиться самыми грустными и самыми радостными моментами дня. Сначала ее дети использовали эту возможность, чтобы пожаловаться на огорчившие их события, и в конечном итоге начинали плакать.
Мама терпеливо ждала, пока они успокоятся, а затем говорила: «Я очень рада, что вы можете поделиться своими чувствами со мной. Завтра, когда вы не будете так расстроены, мы еще немного поговорим об этом, чтобы выяснить, что мы можем предпринять по этому поводу. А теперь расскажите мне о том хорошем, что произошло с вами за день».
Если дети не могли думать о хороших моментах, мама делилась с ними своими радостными событиями. После того как дети привыкли к этой процедуре, они стали рассказывать о печальных событиях без эмоционального расстройства, по существу, а затем высказывать идеи о том, как избежать подобных проблем в будущем. Вскоре дети уже рассказывали маме больше о хороших, чем о печальных событиях.