Люди, получающие удовольствие от того, что у них на тарелке, склонны съедать меньшие порции, чем те, кто не обращает на вкус пищи внимания.
В экспериментах принимали участие различные группы людей — французские школьники, взрослые американцы, молодые женщины и другие. Так, в ходе одного из экспериментов часть группы школьников попросили сосредоточиться, напрячь все пять чувств и максимально реалистично представить удовольствие, получаемое от любимого десерта. Затем детям предложили самостоятельно выбрать порцию шоколадных кексов. В итоге средний размер выбранной этими школьниками порции оказался вдвое меньше, чем у тех их товарищей, которые предварительно не вспоминали о любимой еде.
Во время другого эксперимента группе взрослых американцев описали обычное шоколадное пирожное в духе высококлассных ресторанов — им рассказали, что у пирожного запах обжаренных зерен кофе с нотками меда и ванили, и черничным послевкусием. Столь аппетитное описание заставило людей выбрать значительно меньшие порции этого блюда по сравнению с теми, кому десерт был представлен просто как «шоколадное пирожное», и заплатить за него дороже.
Это связано с тем, что люди при оценке размера порций опирались не на чувство голода, а на то удовольствие, которое они ожидали получить от пирожного, пояснили исследователи. Дело в том, что при поглощении пищи уровень получаемого от нее удовольствия обратно пропорционален ее объему. Самые вкусные — первые несколько кусков. Каждый следующий кусок кажется менее вкусным, чем предыдущий. Когда люди выбирают размер порции, отталкиваясь от того, сколько она стоит, или насколько они голодны, их выбор заканчивается большим блюдом, которое они доедают, не получая в конце никакого удовольствия.
«Исследования, посвященные перееданию, заставляют предположить, что в том, что касается еды, удовольствие должно быть принесено в жертву пользе. Но мы пришли к прямо противоположному выводу — концентрация на чувстве удовольствия от еды, ее вкусе, запахе и текстуре, а не на ее стоимости, пользе или вреде для здоровья, или собственном чувстве голода приносит людям ощущение счастья и заставляет с готовностью выкладывать больше денег за меньшие порции», — пишут авторы исследования.