Конечно, все родители хотят, чтобы дети считались с их мнением, однако приходят к этому разными путями. Одни выбирают путь жесткого контроля и полного подчинения, и ребенок не имеет права на мнение и желания, у него нет личного пространства и собственных вещей. А родители буквально требуют отчета о каждом шаге.
В других семьях взрослые пытаются «дружить» с детьми, не используют запреты и ограничения, по мере возможностей стараются выполнять желания. С ними обсуждают не только детские, но и взрослые проблемы, разрешают принимать решения. И вообще ведут себя с ребенком на равных.
Оба подхода не приводят к формированию здорового родительского авторитета. В первом случае он держится на страхе, во втором — авторитет вообще не формируется, потому что взрослые перекладывают ответственность на ребенка.
В основе такого воспитания лежат личные проблемы родителей. Как ни удивительно, но диаметрально противоположное поведение имеет одни и те же корни:
Авторитарное воспитание. Если родители выросли под жестким контролем, то будут следовать той же системе воспитания уже со своими детьми. Или же будут всячески избегать контроля из страха стать такими же, как мама или папа.
Безразличие родителей. Обратная ситуация: родителям не хватало времени на детей. Из-за эмоциональной отстраненности их дети не понимают, как себя вести. И одни повторяют путь родителей и отстраняются, другие закручивают гайки.
Синдром отличника. «Сделать все хорошо или никак» — с таким девизом живут перфекционисты. Любое дело они стараются довести до идеального состояния. В зависимости от собственного мироощущения одни перегибают с контролем, другие, наоборот, полностью отпускают его, потому что сделать идеально все равно не получится.
Инфантилизм. Когда родители ведут себя как дети, то не могут выбрать правильной стратегии воспитания. Такие родители в каких-то моментах жестко все контролируют, в других — не хотят брать никакой ответственности.
Неуверенность в себе. Неуверенные в себе взрослые считают, что их нельзя любить просто так. Из-за этого одни пытаются «заставить» детей полюбить себя и жестко давят на них, другие хотят «заслужить» любовь — выполнять желания и быть «другом» для ребенка.
И в том, и в другом случае в семье формируется нездоровая атмосфера, от которой страдают все ее члены. Ни страх, ни вседозволенность (читай: брошенность) не позволяют ребенку вырасти в здоровую личность. Ему будет трудно выйти из этого порочного круга и изменить ситуацию, а значит, она может повториться и в следующем поколении.