Когда детям предоставляется шанс безопасно исследовать окружающий мир, они могут ежедневно встречаться с богатыми возможностями решения проблем и развития собственных независимых суждений. Их проблемы, которые могут сопровождаться физическими испытаниями, вопросами социальных взаимоотношений или понимания сущности вещей, порой кажутся нам незначительными, но детям они предоставляют огромные возможности практиковать навыки критического мышления. Например:
Восьмимесячный малыш заполз под стул и теперь не может понять, как выползти обратно. Он задается вопросом, что делать.
Двухлетняя девочка думает: «Воспитательница положила нам вилки, чтобы мы накалывали кусочки курицы, но я не могу сообразить, как это правильно делается. Стоит ли мне попытаться еще раз или можно просто взять курочку руками?».
Четырехлетний мальчик думает: «Я хочу, чтобы вода оставалась во рву моего замка, который я построил в песочнице, но она вытекает из него в песок. Как сделать так, чтобы вода не вытекала?».
Семилетний ребенок рассуждает: «Мои друзья дразнят одного мальчика в нашем классе за то, что он одевается не так, как все. Стоит ли мне присоединиться к ним или нужно высказаться о том, что я действительно думаю об их поведении?».
Каждая из этих поистине значимых для детей проблем предлагает им возможности строить и применять фундамент критического мышления. При этом роль взрослых может заключаться в том, чтобы предлагать свое руководство для более творческого решения проблем. В других случаях более полезным будет разрешить ребенку самому немного поэкспериментировать. То, как и насколько быстро мы реагируем, может оказывать значительное влияние на развитие детских навыков критического мышления.
Критическое мышление, возможно, – один из самых важных навыков, в которых сегодняшние дети будут нуждаться в будущем. Специалисты включают критическое мышление в список семи важнейших жизненных навыков, необходимых каждому ребенку.
Советы о том, как обучить критическому мышлению и решению проблем
Вот некоторые советы и идеи о том, как помочь детям построить фундамент критического мышления и вырасти людьми, способными решать проблемы, которые ежедневно ставит перед ними жизнь:
Обеспечьте возможности для игры. Именно во время игры дети тестируют возможности своего мышления и выясняют, что произойдет, если ронять ложку с высокого стула еще и еще раз; какой из двух шариков быстрее, если катить их с горки; что случится, если опустить мел в воду или смешать кукурузный крахмал с водой и сделать пасту. Предоставление места для игр, времени для игр на открытом воздухе или в помещении и ролевых игр обеспечивает детям отличные возможности пробовать новое и наблюдать реакцию, пробовать что-то еще и определять, насколько меняется эта реакция. Этот неформальный процесс исследования имеет решающее значение для критического мышления.
Помогайте детям видеть себя людьми мыслящими и способными решать проблемы, задавая открытые вопросы. Вместо того чтобы автоматически давать ответы на те вопросы, которые задает ребенок, помогайте ему мыслить критически, задавая вопросы в ответ: «Какие у тебя мысли по этому поводу? Как ты думаешь, что здесь происходит?». Проявляйте уважение к его ответам независимо от того, считаете вы их правильными или нет. Вы можете сказать: «Это интересно. Расскажи, почему ты так думаешь». Используйте такие фразы, как «Мне интересно услышать твое мнение об этом», «Как бы ты решил эту проблему?», «Как ты думаешь, где мы можем получить больше информации об этой задаче?».
Не решайте все проблемы вместо детей. Задавайте некоторые из вышеперечисленных вопросов и предоставляйте достаточно информации для того, чтобы они не расстраивались, но, вместе с тем, не так много информации, чтобы в итоге получилось, что вы решили задачу вместо них.
Помогайте детям развивать гипотезы, предположения. «Если мы сделаем это, как ты думаешь, что произойдет?», «Давай спрогнозируем, что будет дальше».
Поощряйте нестандартное мышление. Позволяйте детям думать по-другому, и вы поможете им доводить до совершенства свои навыки творческого решения проблем. Задавайте детям такие вопросы, как: «Какие еще идеи можно попробовать?» или вдохновляйте их придумывать другие варианты: «Давай придумаем все возможные решения».
Поддерживайте стремление ребенка искать дополнительную информацию. Вы можете помочь своим детям развивать навыки критического мышления, направляя их на поиск дополнительной информации. Например, «Как мы можем больше узнать об этом? Твой папа много знает на эту тему. Может быть, спросим у него? Или давай поищем в Интернете?».
Конечно, родителям не всегда хватает времени дождаться того момента, когда ребенок придумает собственный вариант ответа. Иногда необходимо и сократить путь. Помните о том, что дети учатся, в том числе, наблюдая за вами, за тем, как вы сами решаете задачи и проблемы. Тем не менее, при малейшей возможности, уделяйте время тому, чтобы ваш ребенок самостоятельно обдумывал свою задачу (проблему). Это чрезвычайно полезно для развития навыков критического мышления в долгосрочной перспективе.