Принцип № 1. Ребенок, который плохо себя ведет, – демотивированный ребенок, он имеет ошибочные представления о том, как достичь своей главной цели – установить позитивную связь с родителями.
Если ребенок начинает плохо себя вести, если он бунтует или проявляет неуважение – знайте, что таким образом он преследует совсем иную цель, нежели та, что лежит на поверхности. Цель его плохого поведения заключается в попытке «перезагрузки» или восстановления потерянной позитивной связи с вами.
Поэтому вы не сможете эффективно корректировать поведение своего ребенка до тех пор, пока будете сосредоточены исключительно на его плохом поведении вместо того, чтобы направить свое внимание на исправление ошибочных убеждений ребенка и восстановление позитивной связи с ним.
Принцип № 2. Ободряйте правильную реакцию детей (не хвалите, а именно ободряйте – т. е. направляйте поощрение не на личность ребенка, а на его действия), чтобы помочь им чувствовать позитивную связь с вами, тогда у них не будет мотивации на плохое поведение. Вместо того чтобы сосредотачиваться на ошибках ребенка, поощряйте каждый его шаг, сделанный для улучшения своего поведения.
Принцип № 3. Отличный способ ободрения детей – регулярно проводить с ними особое время. Многие родители отмечают резкие позитивные изменения в поведении «проблемного» ребенка, уделяя ежедневно пять-десять минут для того, чтобы порадоваться вместе с ним какому-либо совместному занятию.
Благодаря регулярному проведению особого (индивидуального) времени с ребенком он испытывает чувство тесной связи с родителями. Он чувствует, что важен для них, а это снижает его потребность шалить, поскольку шалости являлись для него неконструктивным способом восстановить или «перезагрузить» положительную связь с родителями.
Принцип № 4. Каждый день, укладывая детей в постель, попросите их делиться с вами самыми грустными и самыми радостными моментами дня. И вы тоже обязательно делитесь своими. Вы удивитесь тому, насколько это помогает.
Пример из жизни: одна мама, перед тем как уложить своих детей спать, просит их поделиться самыми грустными и самыми радостными моментами дня. Поначалу ее дети использовали эту возможность, чтобы жаловаться на огорчившие их события и в конечном итоге начинали плакать.
Мама терпеливо ждала, пока они успокоятся, а затем говорила: «Я очень рада, что вы можете поделиться своими чувствами со мной. Завтра, когда вы не будете так расстроены, мы еще немного поговорим об этом, чтобы выяснить, что мы можем предпринять по этому поводу. А теперь расскажите мне о том хорошем, что произошло с вами в течение дня».
Если дети не могли думать о своих хороших моментах, мама делилась с ними своими радостными событиями. После того как дети привыкли к этой процедуре, они стали рассказывать о печальных событиях без эмоционального расстройства, по существу, а затем высказывать идеи о том, как избежать подобных проблем в будущем. Вскоре в рассказах детей стало больше хороших, чем печальных событий.
Принцип № 5. Регулярно проводите семейные собрания, для того чтобы совместно выработать решение возникающих проблем. Это ключ к созданию атмосферы любви и уважения, которая поможет детям развить самодисциплину, сотрудничество и навыки решения проблем, а также ответственность за выполнение принятых решений и взятых на себя обязательств.
Четыре шага для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения
Обсуждайте существующие проблемы в сугубо дружественной атмосфере, давая возможность каждому высказаться и быть услышанным.
Используйте «мозговой штурм» для поиска возможных решений и выбирайте из них то, которое устраивает всех.
Устанавливайте дедлайн выполнения обязательств (вплоть до минут).
Имейте в виду, что дети есть дети и, вполне возможно, что сроки выполнения своих обязательств нарушат, поэтому просто продолжайте придерживаться своей стороны договоренностей, напоминая ребенку о его обязательствах.
Принцип № 6. Не делайте за детей то, что они могут сделать сами, и не потакайте выученной беспомощности. Родители могут искренне не понимать, что, когда они делают для детей слишком много (как правило, во имя добра и любви), это сильно демотивирует их и расхолаживает. Ребенок может прийти к убеждению «Я не могу», когда взрослые усердно делают за него то, с чем он вполне мог бы справиться сам. Поэтому старайтесь давать своим детям возможность внести реальный вклад во благо семьи (убрать в комнате, помыть посуду, регулярно выносить мусор, ходить за покупками и т. д.), чтобы они могли чувствовать еще большую позитивную связь со своей семьей и свою способность быть ей полезными.
Принцип № 7. Уделяйте время обучению детей. Убедитесь, что дети понимают, что вы подразумеваете под словами «убрать на кухне». Возможно, для них это может просто означать положить грязную посуду в раковину. После того как вы объясните ребенку суть того, что от него требуют, задайте ему вопрос: «Как ты понял свое задание?».
Принцип № 8. Научите ребенка уважительно относиться к другим людям и, прежде всего, демонстрируйте пример уважительного отношения сами. Будьте добрыми и твердыми одновременно. Один из способов достичь этого – относиться с уважением к ребенку (быть добрым), а также относиться с уважением к себе и требованиям ситуации (быть твердым). Этим правилам трудно следовать во время конфликта, поэтому используйте следующий совет каждый раз, когда вы теряете терпение.
Принцип № 9. Старайтесь научиться вовремя останавливаться и переводить дух. Правильный выбор времени для решения проблемы повысит вашу эффективность во много раз. Попытки решить проблему во время словесной перепалки всегда обречены на непродуктивность. Научите также и своих детей вовремя останавливаться, переводить дух и успокаиваться.
Вместо того чтобы сосредоточиться на неуважении, сосредоточьте внимание на чувствах. Скажите что-то вроде: «Очевидно, ты сейчас очень расстроен. Меня огорчает, когда ты так говоришь. Давай переведем дух и успокоимся. Мы можем поговорить позже, когда почувствуем себя лучше. Я бы хотела услышать, чем ты расстроен». Вы (или дети) можете уйти в отдельную комнату и заняться чем-то, что поможет почувствовать себя лучше, а затем вернуться к решению проблемы с уважением и принятием во внимание интересов всех сторон.
Принцип № 10. Избавьтесь от безумной идеи о том, что, для того, чтобы дети вели себя лучше, вы сначала должны заставить их почувствовать себя хуже. Разве вы показываете лучшие результаты, когда чувствуете себя униженными? Даже если вы хотите «поставить ребенка в угол», то должны сделать это в позитивном ключе.
Создайте для ребенка уголок, где он сможет чувствовать себя хорошо и восстановиться после потери эмоционального равновесия (подушки, книги, музыка, мягкие игрушки). Помните, что дети ведут себя лучше, когда они чувствуют себя лучше. Тогда вы сможете спросить раздраженного ребенка: «Как ты думаешь, тебе поможет, если ты пойдешь в свой уголок и подумаешь о своем поведении?».
Принцип № 11. Наказание действует, только если вы заинтересованы остановить проявления плохого поведения «здесь и сейчас». В долгосрочной перспективе оно вызывает обиду, бунт, месть или печаль.
Принцип № 12. Объясните детям, что ошибки – это прекрасная возможность научиться. Когда родители и учителя негативно высказываются об ошибках детей (обычно они это делают, желая улучшить их поведение и результативность), они пытаются мотивировать детей на что-то большее для их же собственного блага. Но при этом они не учитывают долгосрочные результаты своих воспитательных приемов.
Разве нельзя сказать ребенку: «Ты допустил ошибку. Ну и прекрасно! Давай подумаем, чему мы можем научиться благодаря ей?». Эффективная работа над ошибками состоит из трех последовательных этапов – признания ошибки, всестороннего примирения, которое включает как примирение родителей с ребенком, так и ребенка с самими собой, а также выработки совместного решения по поводу сложившейся ситуации. Очевидно, что работа над решением проблемы без предварительного примирения является совершенно непродуктивной.
Принцип № 13. Сосредоточьтесь на решениях возникшей проблемы в поведении, а не на ее последствиях. Многие родители и учителя пытаются замаскировать наказание, называя его логическим следствием плохого поведения. Вовлеките детей в поиск решения возникшей проблемы так, чтобы это решение было релевантным проблеме, уважительным по отношению к детям, приемлемым и полезным.
Принцип № 14. Самое главное – всякий раз, когда вы пытаетесь корректировать поведение ребенка, проверяйте себя, помогают ли ему ваши слова и действия почувствовать вашу любовь и уважение. Начните со слов: «Я люблю тебя. Я забочусь о тебе и обеспокоена этой ситуацией. Давай вместе поработаем над решением возникшей проблемы?».