Выполнение обязанностей по дому развивает у детей многие навыки, необходимые для успешной взрослой жизни. Младшие дети, выполняя простые задания (например, складывая одежду или заправляя кровать), развивают координацию и навыки моторики. Выполнение обязанностей по дому также повышает способность ребенка следовать инструкциям, а также планировать и организовывать дела. Дети также учатся управлять своим временем.
В результате исследования, посвященного привычкам обучения детей, было установлено, что у детей, которые регулярно выполняли обязанности по дому, успеваемость была выше, чем у их сверстников.
Домашние обязанности также помогают детям развить в себе чувство ответственности. Они не только учатся справляться с работой самостоятельно (что делает их более самостоятельными), но и прививают чувство ответственности за общее дело и благополучие всей семьи. Если ребенок справляется с поставленными перед ним задачами, он развивает чувство собственного достоинства и осознает свой вклад в жизнь семьи.
Когда всю работу по дому выполняют родители, ребенок может чувствовать себя зависимым от них. Со временем он начинает ожидать, что родители будут делать для него все, что он захочет.
Умение позаботиться о себе и делать простую работу по дому помогает детям стать более самостоятельными. Так они будут лучше готовы к свободе, которая придет, когда они станут старше. Однако важно различать работу по дому и элементарное умение позаботиться о себе. Некоторые дети считают, что, если они заправляют за собой постель и убирают игрушки, или даже чистят зубы, то они уже выполняют домашние обязанности.
Проблему усугубляет одержимость детей компьютерами и смартфонами. Они ненавидят любые дела, которые могут на несколько минут оторвать их от экрана. Придерживайтесь правила: на первом месте всегда должны быть занятия, связанные с уходом за собой, выполнением домашних обязанностей, уходом за домашними питомцами и помощью семье. Если после этого у ребенка остается время, он может использовать его на развлечения.
Среди родителей нет однозначного мнения по поводу того, стоит ли платить ребенку за выполнение домашних обязанностей. Детские психологи утверждают, что дети должны выполнять домашнюю работу по той же причине, что и взрослые – просто потому что эта работа должна быть выполнена, а не потому, что за нее можно получить вознаграждение. Если родители считают нормальным давать ребенку карманные деньги, то это делать нужно не за выполненную работу, а для того, чтобы научить распоряжаться деньгами. Ребенок может научиться ценности денег, стоимости разных вещей, планированию бюджета и т.д.
Однако вместо денег за выполненную работу по дому дети должны получать похвалу и благодарность. Так они должны почувствовать гордость от того, что они способны выполнять работу, свою самостоятельность и вклад в благополучие семьи. Хвалить ребенка нужно после выполнения работы, иногда можно обойтись короткими фразами: «Спасибо» или «Я горжусь тобой». Постоянная похвала лишает ребенка инициативы и личной ответственности за дело.
Иногда нужно пояснить, за что именно вы хвалите ребенка: «Мне нравится, что ты сложил игрушки на свои места», «Я горжусь тем, что ты выполнил работу без напоминания», «У тебя получилось аккуратно заправить постель» и т. д.
Лучше всего давать ребенку обязанности по дому с раннего возраста. С дошкольниками можно делать это в игровой форме: например, предложите ему представить себя папой или мамой. Самым маленьким, возможно, потребуется некоторое время, чтобы понаблюдать или потренироваться. Хвалить ребенка нужно за усилия, которые он прилагает, а не за качество выполненной работы. Это касается и детей старшего возраста, которые осваивают новые обязанности.
Для старших детей и подростков требуется другой подход, чтобы приучить их к ответственности. Например, можно провести семейное собрание. Поощряйте ребенка высказывать свои предложения. Спрашивайте его мнение. Составьте список обязанностей для всех членов семьи (и для детей, и для родителей). Это послужит напоминанием каждому, а также продемонстрирует, что вклад каждого в благополучие семьи важен. Когда ребенок увидит, как много всего родители делают по дому до и после работы, это может стать для него причиной задуматься.
После того, как вы утвердите план, используйте похвалу, когда ребенок выполняет свои обязанности. Напоминайте ему, если он забывает их выполнять. Иногда напоминать приходится несколько раз. До окончания работы ребенок не должен иметь доступа к электронным устройствам.
Опять же, нужно мотивировать ребенка прилагать усилия. В этом вам могут помочь два правила. Первое: когда ребенок выполнит работу, он может пользоваться смартфоном и компьютером. Второе: ребенок не должен сидеть за компьютером или смартфоном все свое свободное время. Время за экраном нужно ограничить. Чтобы ребенок выполнял эти правила, не нужно кричать на него или его оскорблять. Сохраняйте спокойствие и будьте последовательны.
И еще: никогда не следует давать ребенку работу по дому в качестве наказания за плохое поведение.
Наконец, домашние обязанности должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Детям 2-3 лет можно поручить убирать за собой игрушки, складывать одежду в корзину для стирки, наполнять миску кошки или собаки кормом. Дети 3-5 лет могут помогать убирать со стола, поливать цветы, вытирать пыль. Дети младшего школьного возраста (6-9 лет) могут подметать пол или убирать постель. Дети в возрасте 10-13 лет могут готовить еду или выносить мусор. Дети от 14 лет могут размораживать холодильник или гладить одежду.
Никогда не поздно помочь ребенку научиться быть самостоятельным и ответственным. В будущем он только поблагодарит вас за навыки и качества, которые вы ему привили. Они действительно важны для счастливой и успешной жизни.