Всем известно красивое выражение «Дети – цветы жизни». Но цветам нужен уход, если мы хотим, чтобы они цвели и радовали нас, а детям — воспитание. Вседозволенность, отсутствие у ребенка границ и ответственности создают серьезные проблемы в построении мостиков взаимопонимания. У детей, которые растут в абсолютной анархии, считают себя с подачи родителей центром вселенной, во взрослой жизни часто возникают проблемы с социальной адаптацией и взаимодействием с другими людьми.
Винить в этом кого-либо, кроме себя, родителям не стоит. Мы сами создаем условия, в которых для малыша не существует «надо», а по мере его взросления вдруг вспоминаем, что в жизни нужны еще и такие качества, как ответственность, усидчивость, терпение и усердие.
Так почему же наши дети не готовы ждать и не хотят прилагать усилия? Вот несколько основных причин.
Возможность получить все сразу
Стремясь дать ребенку все самое лучшее, обеспечить максимальный комфорт и защитить от сложностей внешнего мира, родители впадают в гиперопеку. Ребенку достаточно сказать, что он хочет что-то вкусное, и мама несется сломя голову за печеньем или конфетами. Хотя вполне логично предложить подождать, потому что скоро обед, и на десерт будет вкусненькое. Если ребенок заскучал и требует играть, то с вероятностью 99% уже через 5 секунд у него в руках окажется телефон или планшет. А ведь логичней предложить ему поиграть с игрушками, пока мама освободится от домашних дел. В результате ребенок привыкает получать все и сразу, ни о каких «надо» речи нет. На самом деле, способность отложить удовлетворение сиюминутных желаний является развитием очень важного навыка – эффективно функционировать в состоянии стресса или в критической ситуации.
Недостаток социального взаимодействия
Все чаще родители заменяют электронными гаджетами общение ребенка с внешним миром. Часто можно услышать от молодых мамочек: зачем отдавать в детский сад, если мы с ним прекрасно справляемся дома? А что происходит на самом деле? Ребенок большую часть времени проводит с гаджетами или перед телевизором. Маме удобно, а ребенок не приобретает навыков общения и взаимодействия в обществе.
Общение со сверстниками должно быть живым и регулярным. Это помогает устанавливать контакты, решать конфликты и, естественно, знакомиться с правилами, установленными в обществе. Это первое знакомство с общественными «надо».
Веселье в режиме «нон-стоп»
Часто можно услышать от родителей первоклашек: «Ах, он у меня такой неусидчивый! Ну совершенно не может высидеть даже половину урока!». А это — результат того, что в свое время ребенка не научили терпению и организованности.
Что происходит, когда малыш теряет интерес к какому-то занятию? Он говорит маме: «Я больше не хочу», и мама сразу же предлагает ему другое занятие! Но иногда стоит сказать: «Хорошо, можешь просто отдохнуть. Или займись тем, что тебе нравится». Это заставит ребенка искать способы себя занять. А если родители постоянно кружатся вокруг и все делают для удовлетворения его потребностей, то такого же поведения он ожидает и в школе: если надоело слушать урок, то учитель должен сразу поменять тему или вообще отправить на перемену. Ему ведь так хочется! А когда ожидания не оправдываются, начинаются проблемы с учебой и поведением.
Дети правят миром
Современные тенденции воспитания – ни в чем не ограничивать ребенка. Отовсюду только и слышно: «Мой Саша не любит морковку», «Моя Катенька не хочет спать днем», «Мой Олежка не хочет играть игрушками, но он отлично управляется с планшетом» и т. д. Конечно, на ребенка не следует сильно давить или применять физические наказания, но следуя за желаниями чада, родители забывают о своей прямой обязанности – о воспитании. И не ребенок должен руководить воспитательным процессом! Формирование здорового мировоззрения невозможно без ответственности и чувства долга, а значит, в воспитании обязательно должно быть понятие «надо».