Большинство людей поддерживают мнение о том, что музыка способна оказывать успокаивающее, медитативное и даже исцеляющее действие. Музыкальная терапия шагнула еще дальше, она целенаправленно использует музыку, чтобы помочь людям улучшить их физическое, эмоциональное и душевное благополучие.
Помимо того, что этот метод получил широкую общественную поддержку, он нашел также и инструментальное подтверждение: сканирование мозга регистрирует положительные изменения, вызванные применением, так называемой неврологической музыкальной терапии (NMT). NMT — это терапевтическое применение музыки при когнитивных, сенсорных и двигательных нарушениях, возникших вследствие неврологических заболеваний и травм. Названный метод всего лишь один из многих аспектов использования музыкотерапии.
На первый взгляд в работе с детьми практика музыкальной терапии может показаться простым развлеченьем или забавной игрой, но на самом деле музыка активизирует важные, базовые структуры головного мозга. И хоть никто не умаляет ценности научных знаний, принципы музыкальной терапии можно легко применять и в домашних условиях. Далее представлены несколько простых советов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы испытать многочисленные преимущества музыкальной терапии.
Музыкальная терапия и когнитивная сфера
В свое время открытие «эффекта Моцарта» стало сенсацией. Исследования, проведенные в 1993 году, физиком Гордоном Шоу и Фрэнсисом Раушером, бывшим виолончелистом и специалистом по когнитивному развитию, казалось, обнаружили улучшение пространственно-временного мышления, которое наступало после прослушивания испытуемыми сонаты для двух фортепиано ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта. И хоть эта теория со временем была опровергнута, дальнейшие исследования показали, что обучение музыке действительно оказывает ощутимое влияние на работу мозга. Вы можете насладиться преимуществами музыкальной терапии, используя ее для воздействия на когнитивную (познавательную) сферу вашего ребенка следующим образом.
Музыкальная мнемоника: мнемоника (от греческого «искусство запоминания») — это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Музыка — это отличное мнемоническое средство! Используйте знакомые ребенку мелодии песен, такие как, например, «С Днем рожденья тебя», чтобы выучить с ним новую информацию (напевая ее в качестве текста песни) и заодно пронаблюдать за тем, как будут увеличиваться его познания.
Пересечение средней линии: для этой вида игры необходимо держать два барабана приблизительно на уровне плеч вашего ребенка (или вместо барабана использовать любую другую вещь, его имитирующую). Пойте или играйте песню, при этом ваш ребенок должен в соответствии с ритмом музыки попадать в правый барабан левой рукой, а затем чередовать и в левый барабан ударять правой рукой. Вы можете делать маленькие подсказки, если ему будет сложно синхронизироваться с песней. Пересечение средней линии — это очень важный навык развития хорошей межполушарной коммуникации, а также сенсорного восприятия. Также это имеет отношение и к упорядоченности в работе мозга.
Привлекайте внимание: для длительного поддержания внимания попробуйте использовать музыку, как своего рода ключ к запуску и остановке определенного вида деятельности, возможно, даже установив связь какой-то песни или звука с определенным занятием. Музыкальные реплики (сигналы), особо полезные для малышей, могут оказать реальную помощь родителям в том, чтобы их дети смогли переходить от задачи к задаче с минимальным количеством беспокойства. Ритмические реплики часто используются и в младших классах; но разве не лучше апробировать их дома?
Музыкальная терапия и социальная сфера
Музыка естественным образом отображает наши способы коммуникации. Причем музыка и язык задействуют похожие механизмы в работе головного мозга, что делает музыку идеальным средством для изучения языка и приобретения коммуникативных навыков. А значит, музыка способна помочь социальному развитию вашего ребенка.
«По очереди»: в этом упражнении, музыкальный инструмент помещается между двумя детьми. Один ребенок играет на нем определенный ритмический рисунок, а другой в это время внимательно слушает. Вербальные, визуальные или тактильные сигналы помогут партнеру понять и почувствовать тот момент, когда наступит его очередь повторить услышанное. Это упражнение очень эффективно для развития навыков поддержания «ритма и интонации» нормального разговора с собеседником.
«Вопрос/ответ»: в этой игре музыка занимает место словесных ответов «да/нет». Один человек задает вопросы, а другой отвечает, используя при этом звучание инструментов, отвечающих за ответ «да» или инструментов, отвечающих за ответ «нет» (подойдут бубен, маракасы и другие).
«Барабанный круг»: барабанный круг хорошо работает для небольших групп детей. Каждому участнику выдается инструмент (как вариант, можно изобразить его звучание с помощью тела, например, свистом или хлопаньем в ладоши), раздает их ребенок, выбранный в качестве лидера на данном этапе игры. Лидер показывает другим детям, как нужно играть на своих инструментах (громко или тихо, быстро или медленно), и группа принимает его вербальные или визуальные подсказки. Затем, когда инструменты опробованы, лидер получает возможность возглавить группу для создания музыкальной композиции. Для многих детей быть лидером — это новый, уникальный опыт. Ключ в том, чтобы поддержать каждого ребенка в роли лидера. В процессе игры участники тренируют концентрацию внимания, навыки слушания других, гармоничное участие в потоке общей мелодии. Через некоторое время группа превращается в настоящий маленький оркестр.
Музыкальные терапевты практически единодушны в том, что звучание музыки в доме — это очень важно, причем независимо от музыкальных способностей родителей. Многие родители говорят, что не умеют петь, но детей это вовсе не волнует. Песни невероятно полезны для обучения и нормального развития. К тому же родители могут использовать музыку для настройки определенного настроения в доме. Вначале, когда вы видите вашего ребенка буквально скачущим по стенам, первым импульсом, конечно же, может стать желание включить диск с колыбельными и, используя этот трюк, мгновенно угомонить чадо. Однако музыкальные терапевты рекомендуют сначала найти живую, ритмичную музыку, которая будет соответствовать настроению ребенка, и затем уже регулировать смену песен с постепенным затуханием ритма, все медленнее и медленнее, тише и тише.
Музыкальная терапия прекрасно доступна для детей, поскольку они находят музыку приятной и ничем не угрожающей их безопасности. Для детей с социальными, поведенческими проблемами и проблемами развития существует много преимуществ от использования музыкотерапии, но принципы, лежащие в ее основе, делают ее отличным инструментом также и для здоровых детей на всех стадиях и этапах развития.