Маленькие молчуны: почему ребенок не говорит

Маленькие молчуны: почему ребенок не говорит

О том, от чего зависит развитие речевых навыков и на что стоит обратить внимание родителям, рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и коммуникативных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Татьяна Гирилюк.

Что такое задержка речевого развития?
Сегодня более 80% детей раннего возраста нуждаются в логопедической помощи, поскольку имеют различные речевые нарушения. Как правило, это задержка предречевого и речевого развития. В таких случаях родители замечают, что малыш не использует вербальную речь, чаще пользуется жестами, для того чтобы показать тот предмет, который его интересует. Иногда этот жест может сопровождаться каким-то звуковым комплексом или звукоподражанием, но слов как таковых ребенок для общения не использует.

При этом он все понимает: смотрит мультфильмы, слушает сказки, осознает смысл происходящего, только не отвечает словом.

У родителей часто бывает надежда на то, что ребенок заговорит, когда пойдет в детский сад. Но количество неговорящих детей в группах сейчас очень велико, и иногда достигает 80%. Почему происходит задержка речевого развития и что она означает?

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отставание в развитии речи у детей раннего возраста (до 3 лет).

Именно в этот временной период ребенок осваивает речь как систему. В 3 года нормотипичный малыш уже способен изъясняться на родном языке, строить сложные предложения, использовать монологическую и диалогическую формы речи. К этому моменту усваиваются основные грамматические категории. Поэтому возраст в 3 года считается условной границей в формировании речи.

Если ребенок до 3 лет имеет проблемы в речевом развитии, мы говорим о задержке речевого развития. После 3 лет в случае речевых нарушений специалисты ставят другие логопедические диагнозы, такие как общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия и др. Это достаточно серьезная процедура, которая предусматривает комплексное обследование и выяснение причин задержки развития.

Виды ЗРР
Специфическая (органическая) — возникает вследствие нарушения структур и функций нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма.

Неспецифическая (функциональная) — темповая задержка в развитии речи, не связанная с ее нарушением. Она может быть обусловлена более длительными сроками созревания нервной системы и мозговых структур, которые отвечают за развитие речи. Еще она встречается у часто болеющих детей с ослабленным организмом.

Неспецифическая ЗРР встречается гораздо реже, поэтому не стоит надеяться на то, что вот придет время, и ребенок сам заговорит. Важно вовремя заметить возможные нарушения и отклонения и начать заниматься проблемой как можно раньше.

Причины ЗРР
Биологические — неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка в перинатальный период развития (вирусные инфекции, гипоксия, стресс, тяжелые роды, кесарево сечение, родовые травмы).

Социальные — факторы окружающей среды (влияние близких взрослых, социальная депривация).

Очень часто можно наблюдать сочетание этих факторов. Причем социальные условия, неблагоприятные для развития речи, встречаются не обязательно в неблагополучных семьях. Родители могут тщательно заботиться о малыше, кормить, опекать его, но не общаться. А общение — это главное в развитии и формировании речи.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.