Если ввести в Гугл запрос «как развить речь ребенка», поиск выдаст вам множество статей о том, как использовать новейшие технологии для решения этой проблемы. Недавнее исследование, в котором приняло участие более 900 детей, показало, что дети, которые проводят много времени за экранами электронных гаджетов, испытывали различные задержки речевого развития (например, минимальный словарный запас или затрудненное использование речи для привлечения внимания). Электронная техника заменяет детям реальное взаимодействие с родителями, поэтому польза электронных устройств для здорового развития ребенка весьма сомнительна.
Исследования показывают, что важную роль в развитии речи играет окружение ребенка. Родители могут поддерживать это развитие, реагируя на попытки ребенка общаться, используя звуки и слова. Кроме того, чувствительное воспитание или удовлетворение эмоциональных и физических потребностей ребенка предполагает, что родители учат ребенка воспринимать то, что вы ему говорите, и выражать свои мысли и чувства с помощью речи.
Развитие языка происходит поэтапно: в младенческом возрасте ребенок произносит отдельные звуки, распознает имена и названия предметов; в 1-2 года ребенок откликается на свое имя, понимает простые вопросы; в 3 года его словарный запас достигает 1000 слов; в старшем дошкольном возрасте он может поддерживать разговор и использовать прошедшее и будущее время.
Когда ребенку 1 год, чем внимательнее мать к сигналам ребенка, чем больше и нежнее она с ним общается, тем лучше у ребенка развиваются речевые навыки. Когда ребенку исполняется 3 года, указания родителей больше влияют на развитие речи ребенка, чем на то, чтобы приучить его к дисциплине. Взаимодействие детей и родителей – это один из способов развить речевые навыки ребенка, для этого можно также использовать детские телепередачи и обучающие компьютерные программы.
Психологи не рекомендуют использовать электронные устройства для обучения детей до полутора лет. В возрасте 1,5 – 2 лет можно минимально использовать гаджеты, и только высококачественные обучающие программы. В возрасте 2 – 5 лет ребенку можно использовать электронные устройства не более 1 часа в день. Эти нормы соответствуют результатам исследований, которые утверждают, что реальное взаимодействие с родителями для маленьких детей гораздо важнее, чем технические средства. В трехлетнем возрасте происходит развитие познавательной сферы. Электронные устройства могут также этому способствовать, но только в том случае, когда родители контролируют этот процесс и обсуждают с детьми увиденное. Количество и качество взаимодействий между родителями и ребенком связано с тем, насколько у ребенка развита речь. Когда такое взаимодействие происходит в позитивном ключе, дети еще больше развивают речевые навыки и учатся быть взаимно вежливыми и любезными. Для развития речи важно говорить с ребенком и читать ему, но ключевым в этом процессе является позитивное и заботливое взаимодействие.
Когда речевые навыки ребенка развиваются нормально, это может принести пользу и в других сферах жизни. У детей, которые испытывают задержки речевого развития, часто возникают проблемы, связанные с взаимодействием с окружающими, поскольку они основываются на общении. Если ребенок отстает от своих сверстников в развитии речи, они могут не понимать указания учителей в школе, им также трудно подружиться с другими детьми. Это может вызвать у них недоверие к окружающим и низкую самооценку.
Если вы подозревает, что ваш ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, следует обратиться за помощью к специалисту. Это поможет наверстать упущенное и предотвратить проблемы с развитием в будущем.
Чтобы предотвратить задержки речи, родители должны ограничить ребенку время использования электронных устройств. Хотя прямых доказательств того, что электронные устройства вызывают задержки речи, нет, но ребенок в таком случае меньше общается с родителями, которые играют ключевую роль в развитии ребенка. Таким образом, родители должны предложить ребенку качественное времяпровождение, чтобы компенсировать время, которое он проводит за экраном. Чтобы развивать речевые навыки, родители могут общаться с ребенком, читать ему книги и играть с ним в игры. Однако некоторым родителям может быть сложно сразу же переключить внимание ребенка. Рассмотрим несколько занятий, с помощью которых вы сможете отвлечь ребенка от электронных устройств и развить его речь.
1. Чтение на ночь. Чтение развивает речь ребенка во многих аспектах, но наибольший эффект имеет обсуждение прочитанного с ребенком. Читая ребенку книгу, предложите ему подумать, что случится дальше, или сделать вывод из прочитанного – так он разовьет более сложные речевые навыки. Электронные книги также могут быть полезны, потому что их содержание тоже можно обсуждать с ребенком. Однако просмотр видео и использование обучающих компьютерных программ не предполагает этого, поэтому они менее полезны для развития речевых навыков у ребенка.
2. Настольные игры. Родители могут использовать их, чтобы общаться с ребенком и обсуждать проблемы. Если вы будете ценить стремление ребенка к игровой деятельности и объясните ему, как справиться с фрустрацией, вы будете чуткими к потребностям ребенка. Более того, с помощью игры вы можете обеспечить развитие познавательной сферы ребенка: разрабатывать стратегии, принимать правила игры и т. д. Больше всего дети любят интерактивные игры с простыми правилами. Становясь старше, дети осваивают игры с более сложными правилами и получают от них удовольствие.
3. Игры на воображение. Они помогут вам понять то, как ребенок смотрит на мир, и выявить его эмоциональные потребности, которые могут мешать речевому развитию. Таким образом, играя с ребенком в игры на воображение, вы становитесь более чуткими к его эмоциональным потребностям. То, как игры на воображение развивают познавательную сферу ребенка, отличается от того, как ее развивают настольные игры. Они заставляют ребенка использовать свое воображение и творческое мышление. Ребенок может представлять один предмет в роли другого (например, представлять, что палка – это ложка) или примерять на себя определенные роли (например, играть в «дочки-матери»). Просто передайте инициативу ребенку – и он расскажет вам, что нужно делать.
4. Прогулки. Это отличный способ увеличить словарный запас ребенка и развить навыки общения. Вы можете указывать ребенку на новые вещи, которые встречаются вам на пути, называть ему названия цветов, животных, марки автомобилей, которые встречаются вам на пути. Разговоры с ребенком во время прогулки развивают у него гибкость речи и учат поддерживать разговор. Если вы не знаете, о чем говорить, можете играть с ребенком в игру: кто первый увидит на пути тот или иной предмет.
5. Разговоры во время поездки на машине. Когда вы едете в машине, разговаривайте с ним вместо того, чтобы включать мультфильмы на планшете. Как и на прогулках, во время поездок есть прекрасные условия для продолжительных разговоров. Говорите с ребенком о том, что интересного случилось у него за день, рассказывайте о местах, мимо которых вы проезжаете, задавайте вопросы, чтобы вовлечь ребенка в разговор.
6. Рисование мелом на асфальте. Предложите ребенку рисовать на асфальте разные фигуры, используя разноцветные мелки. Это повысит его восприятие речи. Если предложить ребенку рассказывать о том, что он нарисовал, это разовьет выразительность его речи. Дети старшего возраста могут писать мелом буквы или слова (например, свое имя или имена своих любимых персонажей из мультфильмов). Это можно делать и на бумаге, но рисование мелом на асфальте делает это занятие еще более увлекательным.
Иногда родителям нужен перерыв, или они заняты чем-то, и было бы безопаснее, если бы ребенок находился в другой комнате. В таком случае можно занять его, дав смартфон или планшет. Задержки развития речи и другие негативные последствия возникают только тогда, когда электронные устройства постоянно заменяют взаимодействие между родителями и ребенком. Родители видят, что ребенку нравится играть со смартфоном или планшетом, и делают ошибочный вывод, что они полезны для его развития. Когда возникает необходимость, чтобы ребенок вам не мешал несколько минут, электронные книги или обучающие программы могут помочь ему в развитии речи, поэтому иногда их можно использовать. Однако если ребенок в это время может поиграть в одиночестве с игрушками, это занятие еще более полезно. Играя в одиночестве, дети учатся саморегуляции и даже развивают речевые навыки, разыгрывая сценки с помощью игрушек и проговаривая реплики.
Рекомендации для родителей, чьи дети страдают от аутизма
Особенно тяжело развитие речевых навыков происходит у детей с аутизмом. Рассмотрим несколько рекомендаций по поводу того, как родители могут им в этом помочь. (Заметим, что это лишь некоторые рекомендации, и их список может быть намного шире):
играя в настольные игры, адаптируйте правила игры к уровню развития ребенка. Если ребенку трудно дается какая-либо игра, можно выбрать игру попроще. Можно создать свою собственную игру, которая будет максимально соответствовать интересам ребенка. Так он охотнее будет обсуждать с вами то, что происходит. Любая игра, в которой есть переход хода, хороша для детей с аутизмом, поскольку так он практикуется в социальном взаимодействии;
дети с аутизмом, как правило, не склонны играть в игры на воображение. Чтобы не заменять реальные игры просмотром мультфильмов на планшете, учитесь взаимодействовать с ним. Начните с простейших игр: например, катайте машинку по полу, чтобы привлечь его внимание и инициировать взаимодействие.