Чего следует ожидать в этом возрасте?
Пытаться добиться уважительного поведения от трех- или четырехлетнего ребенка – все равно, что пытаться выжать воду из камня. В частности, это объясняется тем, что языковые навыки малыша все еще находятся в процессе развития. Так что, когда вы говорите ему, что пора спать, вряд ли ребенок ответит вам: «Мне так весело в ванной. Нельзя ли мне поиграть еще пять минут, пожалуйста?». Он, скорее всего, начнет плескаться и кричать: «Нет! Нет! Нет!» с восторженным чувством протеста, сверкающим в его глазах.
Дети этого возраста начинают задаваться вопросом, какой властью они обладают в своей семье, и, соответственно, начинают потихоньку испытывать своих родителей. Это совершенно нормальное поведение для дошкольников – это просто еще одна часть их развития.
Несмотря на потребность трех- и четырехлетних малышей проверять границы вашего терпения, вы можете и должны уже сейчас начинать прививать им хорошие манеры. Так что не медлите и приступайте к обучению ребенка важности уважения.
Как научить ребенка уважению?
Демонстрируйте уважительное поведение. Обычно мы не демонстрируем нашим детям такое же уважительное поведение, которого требуем от них. Трудно стоять и терпеливо ждать, пока ваш малыш ответит вам по существу или расскажет о том, что вы хотите узнать, но оно того стоит. Опуститесь до уровня ребенка, посмотрите ему в глаза и дайте понять, что вам интересно то, что он говорит. Это лучший способ научить ребенка так же внимательно выслушивать вас.
Учите ребенка вежливым словам. Ваш ребенок может продемонстрировать свою заботу и уважение к другим людям с помощью хороших манер. Как только он сможет говорить, его стоит научить таким важным словам, как «пожалуйста» и «спасибо». Объясните ребенку, что вы быстрее и охотнее поможете ему, если он будет вежлив с вами, и что вам не нравится, когда он обращается к вам в приказном тоне. Опять же, уважительное поведение самих родителей помогает гораздо лучше усвоить принципы желаемого поведения, чем любые лекции и нравоучения. Регулярно говорите вашему ребенку «пожалуйста» и «спасибо» (и другим людям тоже), и он узнает, что эти слова являются частью нормального общения как в вашей семье, так и в обществе в целом.
Не реагируйте слишком остро. Если ваш маленький дошкольник называет вас «дурочкой», постарайтесь не расстраиваться (в конце концов, вы же знаете, что вы не дурочка). Ребенок, который хочет спровоцировать ответную реакцию, будет готов терпеть практически любые неприятности, только чтобы получить ее от вас. Вместо этого опуститесь до уровня ребенка, посмотрите ему в глаза и скажите тихо, но твердо: «В нашей семье мы не обзываем друг друга». Затем покажите ему, как можно получить желаемое с помощью уважительного поведения: «Если ты хочешь, чтобы я поиграла с тобой, просто вежливо попроси меня: «Мамочка, пожалуйста, давай вместе поиграем в куклы»».
Ожидайте несогласия. Жизнь была бы намного проще, если бы наши дети всегда с радостью выполняли все наши требования, но это противоречит человеческой природе. Помните: когда ваш ребенок не делает то, о чем вы его просите, он не пытается быть неуважительным, у него просто другое мнение на этот счет.
Расскажите малышу о том, что он будет чувствовать себя гораздо лучше, если перестанет выражать себя неуважительным способом («Ты никогда не ходишь со мной в парк, ты плохая мама!»), а вместо этого научится выражать свои просьбы в позитивном ключе («Пожалуйста, давай пойдем в парк после магазина»).
Устанавливайте ограничения. Один из лучших способов продемонстрировать свое уважение – быть одновременно и добрым, и твердым при дисциплинировании ребенка. Доброта демонстрирует уважение к ребенку, а твердость показывает уважение к тому, что нужно сделать. Поэтому, когда ваш трех- или четырехлетний малыш закатывает истерику в супермаркете, и ни одна из известных вам тактик не помогает, что вам остается? По-доброму, но твердо отведите ребенка к машине и, пока он не успокоится, посидите в ней и почитайте журнал. После этого вы можете сказать спокойным тоном: «Теперь давай попробуем еще раз» и вернуться в магазин. Постепенно ребенок узнает, что истерики и эмоциональные всплески никак не изменят факт совершения покупок.
Обсуждайте проявления неуважительного поведения. Иногда лучший способ справиться с неуважительным поведением – позже обсудить его со своим ребенком, тогда, когда вы оба будете иметь возможность полностью успокоиться. Вы можете признать чувства малыша и высказать вашу точку зрения следующим образом: «Мне кажется, что ты был очень расстроен. Что, по-твоему, вызвало у тебя такие эмоции? Как более уважительно можно было рассказать мне о том, что ты чувствуешь?». Если ребенок знает, что вам на самом деле интересно его мнение, он, скорее всего, придет к тому же выводу, что и вы.
Хвалите проявления уважительного поведения. Положительно подкрепляйте спонтанные проявления вежливости вашего ребенка (насколько это возможно), но будьте при этом предельно конкретными. Похвала должна детально описывать поведение. Мы склонны лишь обобщенно говорить «молодец», «так держать». Вместо этого лучше скажите так: «Спасибо за то, что ты сказал «пожалуйста», когда попросил налить тебе сок» или «Спасибо за то, что ты дождался своей очереди получить мороженое». Будьте ясными и точными в своей похвале, и ваш ребенок быстро узнает, что его усилия полезны и высоко ценятся вами.