Если мы хотим, чтобы из добрых, милосердных детей выросли нравственные, сопереживающие взрослые люди, мы должны отделять порицание от морали. Безусловно, существует то, что правильно и неправильно. И все же часто за завесой нравственных принципов скрывается осуждение.
Незамужняя мама, дошкольник, который все еще на грудном вскармливании, родитель, исповедующий естественное воспитание, ребенок, получающий образование дома… Неужели в современном мире круглосуточного вещания, мгновенного обмена сообщениями с друзьями по всему миру и ежеминутного обновления статусов в социальных сетях у нас действительно стало больше возможностей для оценочных суждений и высказывания своего неодобрительного мнения?
Мы наблюдаем образ жизни и события, воздействию которых наше общество не подвергалось ранее, и когда какие-то идеи противоречат нашим убеждениям, мы зачастую нападаем на них, пытаясь защитить себя.
Новые технологии вынесли порицание на первый план нашего коллективного сознания, оно проявляется в форме посрамления, изливающегося из средств массовой информации, Интернет-троллинга и предвзятой журналистики. Осуждение – это наша инстинктивная реакция на все то, что отличается от того, к чему мы привыкли.
Давайте рассмотрим эту серую зону между правильным и неправильным, в которой нравственные нормы часто принимают форму осуждения и где традиционализм является нашим «безопасным местом».
Нравственность заигрывает с порицанием
Все так делают. Мы судим людей, идеи и поступки, основываясь на том, чему нас учили в семье. И хотя в будущем мы можем изменить свои семейные порядки, в глубине души наши убеждения в том, что правильно, а что неправильно, останутся такими же, как и прежде.
При этом моральные ценности не во всем зависят от воспитания. Мораль коренится в области генетики. Недавнее исследование доказывает, что дети рождаются с основными моральными принципами. Сочувствие и сострадание, так же как подозрительность и склонность к осуждению, – это врожденные качества, которые укореняются в нас, как в представителях своего вида, и передаются нам генетически.
Прекрасным доказательством генетической обусловленности нравственных принципов является тест на сострадание, в котором приняли участие дети в возрасте начиная с 3-х месяцев. Им предложили выбор между двумя игрушками (одна игрушка выглядела «очень мило», а другая – «некрасиво, сердито»), и дети в подавляющем большинстве выбрали «добрую» игрушку. Дети хотят поступать правильно.
Но это еще не конец истории. Специалисты считают, что наш мозг не готов к трудностям «современной морали», которая состоит из огромного количества решений, которые мы должны принимать ежедневно. Проблемы современной жизни – бесконечный парад людей, выбора и событий – заставляют некоторых людей упорно цепляться за нравственные принципы, которые могут быть устаревшими, необоснованными или просто неправильными, просто потому что люди жаждут пребывать в обществе единомышленников.
Осуждение – часто не более чем наша интерпретация моральных правил поведения. Так кто же написал все эти «правила»? Правила пишет история. Религиозные лидеры, лидеры общин и массовых движений сформировали и изменили наше общество. Вот почему так важно остановиться на секунду и задаться вопросом: «А я вообще-то разделяю мнение всех этих былых лидеров? Их убеждения, суждения и моральные принципы?». Скорее всего, ответов «да» и «нет» будет поровну. Стоит также задаться вопросом, а не учим ли мы наших детей устарелой версии того, что правильно и неправильно.
Вот пять советов родителям о том, как воспитать ребенка мудрым человеком, не спешащим осуждать других людей.
1. Избегайте говорить: «Это неправильно», когда имеете в виду «Я не согласен(а)»
Ваш ребенок говорит, что его школьный друг ложится спать довольно поздно, а его самого вы укладываете в постель в основном по расписанию. Вы инстинктивно хотите отреагировать негативно и предполагаете, что они всей семьей допоздна смотрят телевизор или играют в видеоигры. В конце концов, важность ночного сна хорошо изучена и доказана. Тем родителям не помешало бы знать об этом, хотите сказать вы.
Но есть маленькое исключение. Во многих семьях позднее укладывание в постель рассматривается – и даже поощряется – как способ получить удовольствие от времени, проводимого вместе всей семьей. Ужины в таких семьях бывают позднее и отход ко сну происходит позже, но дети счастливы, здоровы и процветают.
Когда бы вы ни столкнулись с тем, что выходит за рамки вашей системы ценностей, задавайте себе вопрос: «Это «неправильно», или я просто не согласен(а) с этим?».
2. Избегайте говорить: «Это правильно», когда имеете в виду «Это социально приемлемо»
Проще говоря, мы учимся судить о людях по тому, как они судят о нас. Когда вы росли, вас оценивали и учили воспитатели, преподаватели и соседи… Грудное вскармливание на первом году жизни ребенка – это хорошо, а если это происходит и дальше, люди начинают осуждать. Почему? Потому что полноценное грудное вскармливание не распространено (не является социально приемлемым) в европеизированной культуре.
Другим хорошим примером является Золушка и тот случай, когда мачеха пристыдила ее за тонкую талию, ведь быть тощим считалось таким же недостатком, как и толстым. Социально приемлемым является способ той или иной культуры культивировать соответствие своим стандартам.
3. Избегайте говорить: «Это плохо», когда имеете в виду «Это для меня в новинку, я еще как следует это не обдумал(а)»
Представьте ситуацию: в течение первых двух лет жизни ребенок спит на полу. В нашей стране это все равно, что отправить ребенка спать в собачью конуру на улицу, и мало кто может понять, зачем родителям лишать малыша кроватки. На самом деле, детская комната – это безопасная среда для исследований и обретения ребенком самостоятельности. Классический стиль Монтессори.
К сожалению, эта концепция для большинства людей еще в новинку, и они просто отказываются видеть какой-либо смысл в использовании пола в качестве кровати. Люди стараются скрыть свой шок и качают головой, слыша такую «сумасшедшую идею». Однако новое не обязательно означает плохое.
4. Прежде чем предложить свое мнение, подумайте, действительно ли оно ваше
Убеждения общества укореняются твердо и глубоко. Ищите примеры противоположного общественного мнения, показывайте их своим детям и обсуждайте различия.
В Японии мать могут обвинить в невыполнении обязанностей по отношению к ребенку, если она укладывает спать малыша в его комнате. Во многих европейских странах не одобряют, когда дети спят в комнате родителей.
В Швеции, если вы повернете детское автомобильное сидение лицом вперед, а ребенку еще не исполнилось одного года, вас могут арестовать. В других странах, наоборот, считается странным, если ребенок сидит на сидении лицом назад.
В Соединенных Штатах распитие одного бокала вина во время кормления грудью может привести к обвинению в причинении угрозы ребенку, несмотря на то, что нет доказательств того, что это вредно.
Это примеры общественного неодобрения под видом нравственности. Такие суждения часто принимают форму праведного гнева, который может превратиться в еще один вид зависимости. Родителям очень важно понимать разницу.
Или еще лучше: не предлагайте ребенку свое мнение. Выскажитесь по поводу того, с чем вы согласны или не согласны, и дайте малышу свободу сделать собственный вывод и принять собственное решение по какому-либо вопросу.
5. Поощряйте неструктурированные игры детей
Свободные, неструктурированные игры помогают детям становиться более сострадательными, нравственными людьми. Преимущества свободной игры многочисленны и разнообразны.
Многовариантные игрушки, такие как деревянные кубики, отлично способствуют неструктурированной игре. Сделайте шаг назад и позвольте вашему ребенку быть ребенком.
Образовательный успех (особенно в естественных науках науке и математике), навыки решения проблем, доброта, сострадание и эмпатия – это лишь некоторые из дополнительных преимуществ, которые дает детям свободная игра.
Воспитание детей с четким понятием о том, что такое добро и зло, является одной из самых больших родительских целей. Так мы превращаем добрых, сострадательных детей во взрослых единомышленников. Важно стремиться к тому, чтобы ребенок отстаивал проигравшего и боролся за него (если тот этого заслуживает). Важно, чтобы он знал, что, в конце концов, самое главное – то, как мы относимся к каждому человеку, с которым пересекаемся в жизни.
Для того чтобы помочь детям отказаться от осуждения и принять толерантность, необходимо пересмотреть собственные приоритеты в настоящем и будущем. Определение добра и зла – это поиск баланса между осознанием и конформизмом, баланса, который должен соответствовать потребностям и образу жизни каждого члена вашей семьи.