— Первым делом, нужно понять готов ли юный организм к новому этапу. Необходимо пометить врача-педиатра и узких специалистов. После этого изменить режим дня. Приучите ребенка ложиться спать не позднее 22:00. Ночной сон должен быть 10 часов. Обязательно соблюдать режим питания: как только проснулся – гигиенические процедуры и завтрак. Полноценный горячий прием пищи: сложные углеводы (каши) или белковая пища (творог, сырники, омлет), чай или какао.
Хорошо бы перед школой обучать ребенка не только читать, но и осмысливать то, что он слышит. Поручите ему пойти в соседнюю комнату, взять, к примеру, красный мяч и отнести его на кухню. Три действия, желательно, чтобы ребенок повторил вслух задание. То, что говорит учитель, малыши должны учиться анализировать и повторять.
Ограничьте использование гаджетов. Любой фильм, мультик это нагрузка не только на зрение, но и на нервную систему. Не более 30 минут в день! Это тяжело, понимаю. Во время карантина привыкли проводить за компьютером долгое время. Но нужно объяснить ребенку, что у него другая нагрузка и поэтому необходимо ограничиться одни только любимым мультиком.
Также, очень важно не пугать школой. Я как врач всегда говорю родителям, чтобы не пугали детей докторами, точно также ребенок не должен бояться и учителя. Проговорите со школьником, что Первое сентября – это праздник, учиться интересно, педагог у него будет самым лучшим, а ребята в классе – друзья, просто вы пока мало друг друга знаете.
— Как подготовить ребенка, чтобы поход в школу не превратился в стресс?
— Мамам нужно набраться терпения, как можно больше уделять времени ребенку. Следите за тем, изменилось ли его поведение, привычное настроение: стал грустным, озадаченным, менее активным или открытым. Нужно спрашивать, как прошел день: что кушал в столовой, что узнал нового. Школьник должен понимать, что уйдя в школу, он остался таким же ребенком, что родителям интересен его мир, и тогда он будет рассказывать все, что его беспокоит. С ребенком нужно разговаривать, дарить ему заботу, любовь, внимание, чтобы он не боялся ни идти в школу, ни возвращаться из нее домой.
— Как прошла диспансеризация в 2020 году?
— Из-за пандемии она была прекращена в апреле и возобновилась только в августе. При поликлиниках создается врачебная комиссия, заполняется школьная медицинская карта №026/у, по которой на протяжении всего обучения ребенка мы отслеживаем состояние его здоровья.
Из года в год результаты диспансеризации особо не отличаются. В первую группу здоровья входят около 10% детей. Они не имеют не только хронических заболеваний, но и отклонений в состоянии здоровья. Во второй группе здоровья, значит имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья, 65% детей. Задача врачей найти эти отклонения, реабилитировать их, пролечить, чтобы состояния не перешли в хронические. Более 20% юных смолян имеют хронические заболевания, они обязательно ставятся на диспансерный учет.
— Существуют профессиональные заболевания школьников. На что родителям следует обращать внимание, чтобы снизить риск из появления?
— Если говорить о совсем маленьких детках, то основное место занимают заболевания легких, в частности вирусные инфекции. Когда мы уже смотрим школьников, то 20-25% из них имеют те или иные отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, 10-15% — заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, свода стопы). Также часты патологии со стороны органов зрения.
В течение нескольких лет мы видим увеличение заболеваний эндокринной системы. И это не обязательно сахарный диабет. Это либо недостаток веса, либо его избыток. Дети питаются несбалансированно.