Самоконтроль — способность регулировать свое импульсивное поведение — не включается у ребенка нажатием кнопки — его уровень определяется врожденными генетическими характеристиками и психологическими навыками.
Импульсивность и эмоциональность
Многие дети от природы очень эмоциональны. Они плачут над книжкой или фильмом, бурно реагируют на замечания или визжат от восторга при виде котенка. Такие малыши, к сожалению, испытывают трудности в коллективе, особенно в школьном — в детском саду излишняя эмоциональность и импульсивные поступки еще простительны. И примерно до 3 лет дети не способны контролировать свое поведение — желания и эмоции берут верх над социальными установками в силу особенностей развития головного мозга.
Ограничения и дисциплина — путь к самоконтролю
В дошкольном возрасте детей можно научить условным навыкам путем бесконечных повторений о том, например, что громко кричать нельзя, выходить на дорогу нельзя, брать еду у незнакомцев тоже нельзя. Это не будет самоконтролем, которого мы хотим добиться, а только выполнением требований.
Поскольку родители уже не могут находиться рядом с ребенком каждую минуту, стоит установить правила и ограничения. Ребенку просто необходимо жить в некой системе гибких правил, чтобы научиться создавать подобные, руководить своей жизнью и уважать границы других людей. Важно понимать, что при отсутствии внешнего контроля внутренний контроль не сформируется. Самоконтроль напрямую связан с дисциплиной — без нее он невозможен.
Игровая деятельность
Дошкольники большую часть времени проводят в играх – настольных, подвижных, ролевых, где примеряют различные социальные роли — мамы/папы, продавца, полицейского или врача, следуя определенным правилам. Взрослые, присмотревшись, заметят, как дети 6 лет мастерски придумывают себе ограничения, и как они зорко следят за теми, кто их не выполняет. Правила могут носить любой характер: не выходить за начерченную мелом линию на асфальте, не произносить определенные слова, играть некую роль и так далее.
Настольные игры тоже способствуют формированию навыков самоконтроля: дети стараются следовать инструкции, а иногда и придумывают новые правила.
Родители могут помочь дошкольнику формировать навыки саморегуляции посредством совместных игр и определенных упражнений. Помните игру «черный-белый не бери, «да» и «нет» не говори»? Эта игра не только поможет занять ребенка, например, в очереди или в пробке, но и «прокачает» его навыки самоконтроля. Сюда же относятся подвижные игры, когда ведущий демонстрирует движения, которые повторять нельзя, и те, что повторять можно. Подобных игр много, они все достаточно веселые и интересные.