Этапы развития мелкой моторики у детей

Этапы развития мелкой моторики у детей

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса). Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

рефлекторно хватает предметы (с рождения);
неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
осознанно хватает предметы (3 месяца);
хватает предметы двумя руками (3 месяца);
хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
намеренно тянется к предметам (6 месяцев).
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточное развитие мышц и координации их работы;
задержка способности играть самостоятельно;
задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.
Ребенок в 6-12 месяцев

тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
намеренно отдает предметы;
хватает предметы большим и указательным пальцами;
берет предметы двумя пальцами;
перекладывает предметы из одной руки в другую;
бросает и поднимает игрушки.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев;
слабо развиты навыки обращения с предметами;
задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.
Ребенок в 1-2 года

строит башню из трех маленьких кубиков;
строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
вставляет 5 колышков в отверстия;
переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
нажимает кнопки;
рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
ест при минимальной помощи родителей;
использует жесты в общении;
подносит ложку ко рту;
самостоятельно берет чашку и пьет из нее.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев;
недостаточно развиты игровые навыки;
недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
недостаточно развит навык обращения с предметами.
Ребенок в 2-3 года:

нанизывает 4 большие бусины;
переворачивает по одной странице книги;
режет ножницами;
держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
большинство действий делает одной рукой;
делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
самостоятельно ест.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

неготовность к занятиям письмом;
избегание работы с карандашом;
недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
недостаточно развит навык рисования.
Ребенок в 3-4 года:

строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
рисует круг по заданному образцу;
рисует перекрещивающиеся линии;
лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
режет бумагу ножницами.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
неготовность к занятиям письмом;
недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.
Ребенок в 4-5 лет

вырезает по контуру;
рисует пересекающиеся линии;
рисует квадрат;
пишет свое имя;
пишет числа от 1 до 5;
пишет буквы;
навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
самостоятельно одевается и снимает одежду.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с удержанием и обращением с карандашом;
трудности с написанием имени и букв;
зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.
Ребенок в 5-6 лет

вырезает простейшие фигуры;
рисует треугольник;
раскрашивает по контуру;
берет карандаш тремя пальцами;
приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
рисует простейшие рисунки.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с правильным написанием букв и цифр;
слабо развиты навыки письма;
трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
быстрая утомляемость при работе карандашом;
расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.
Ребенок в 6-7 лет:

правильно пишет большинство букв и цифр;
пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
хорошо развита моторика для занятий письмом;
строит различные модели из конструкторов;
самостоятельно завязывает шнурки.
Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с выражением мыслей в письменной форме;
быстрая утомляемость при занятиях письмом;
трудности в школе из-за низкой скорости письма;
неразборчивый почерк;
низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.