Сегодня детские психологи расходятся во мнениях о том, как правильно воспитывать детей, как правильно применять принципы позитивной дисциплины, какие правила подходят для разных возрастных групп детей и т. д.
От родителей довольно часто можно услышать: «Мы пытались устанавливать правила для своего ребенка. Мы объясняли, что, если ребенок будет их нарушать, его будут ждать последствия. Мы сделали все, что могли – и это не дало никакого результата. Наш ребенок так и остался неуправляемым (грубым, дерзким и т. д.). Если вы воспитываете ребенка, возможно, вам тоже приходили в голову подобные мысли.
Многие родители перепробовали все возможные способы, чтобы дисциплинировать ребенка, и до сих пор уверены, что ничего не работает. То, что ребенок не реагирует ни на какие способы приучить его к дисциплине, только раздражает родителей. Если все это знакомо и вам, задайте себе несколько вопросов:
1. Последовательна ли я в своих правилах или применяю их от случая к случаю?
Последовательность в правилах дисциплины необходима для того, чтобы воспитывать ребенка эффективно. Если родители применяют последствия в воспитании ребенка только от случая к случаю, он может быстро понять, что родители непоследовательны и могут передумать. Ребенок может попытаться использовать это в своих интересах. Например, он может подумать: «Я попробую нарушить правила – возможно, меня не накажут».
Для родителей может быть полезно попытаться быть более последовательными в своих правилах, прежде чем думать, что последствия для ребенка не работают.
2. Все ли заодно в данной ситуации?
Иногда бывает так, что другие родственники (бабушки, дедушки и т. д.) не знают о правилах и последствиях, которые вы устанавливаете для ребенка. Иногда они сознательно нарушают правила, когда вас нет рядом. Это может стать проблемой.
Дети всегда берут пример со своих родителей, но и другие близкие родственники тоже могут иметь влияние на них. В таких ситуациях стоит взять инициативу в свои руки и убедиться, что в воспитании ребенка все заодно. Это будет только во благо ребенку.
3. Отслеживаю ли я поведение своего ребенка?
Для этого вы можете использовать «таблицу ответственности». Это хороший способ пояснить ребенку правила, обязанности по дому или желаемое поведение, а также сообщить, какие последствия его ждут в случае, если он не будет соблюдать правила.
Преимущество такого способа в том, что он может быстро положить конец спорам с ребенком по поводу того, справедливо ли вы поступаете по отношению к нему. Вы всегда можете аргументировать свои действия тем, что «так написано в таблице».
Если ребенок выполняет домашние обязанности или следует правилам, он получает галочку или звездочку. Если же нет, вы можете спросить ребенка: «Какие последствия положены за то, что ты сделал (или, наоборот, не сделал)?».
«Таблицы ответственности» могут помочь ребенку стать самостоятельнее. Также они помогают ему укрепить уверенность в себе, потому что ребенок начинает думать: «Я могу быть организованным. Я могу доводить дело до конца. Я молодец. Я способен на многое».
4. Какие последствия я применяю? Достаточно ли они строгие?
Последствия наиболее эффективны тогда, когда ребенок временно лишается привилегий – не может смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, гулять с друзьями и т. д.
Если последствия будут слишком мягкими, ребенок вряд ли захочет подчиняться. Когда родители устанавливают правило и требуют его соблюдения, оставаясь при этом непреклонными, но любящими, когда они применяют последствия за несоблюдение этих правил, они оказывают ребенку огромную услугу. Они не злые – они просто эффективно воспитывают ребенка.
В конце концов, если не родители научат ребенка тому, что за каждым неправильным выбором следуют плохие последствия, то кто же?
Поэтому, прежде чем полагать, что ребенок неуправляем и не подчиняется никаким правилам, родители должны ответить на четыре вопроса, описанных выше, и скорректировать свой подход. И ребенок, который ранее казался непослушным, изменится.
Когда ребенок вырастет, он будет глубоко благодарен родителям за их любовь и те жизненные уроки, которые они ему преподнесли.