Вокруг вопроса манипулятивного поведения детей существует много мифов. Разобраться в проблеме и научиться отличать истинные манипуляции от условных помогает старший преподаватель кафедры практической педагогики Воронежского государственного педагогического университета Алла Севрюкова.
Кручу, верчу…
Нередки случаи, когда любое нежелательное поведение ребенка, причем даже самого маленького, взрослые склонны считать манипулятивным. Некоторые родители даже плач младенца расценивают как средство манипуляции. Распространены мифы: «Дети — искусные манипуляторы!», «Дети с первых же месяцев после рождения манипулируют родителями», «Ребенка нужно держать в рамках с первого года жизни», «Маленьких манипуляторов нужно наказывать, чтобы не избаловать». В действительности дела обстоят по-другому.
Манипулировать — значит притворяться, чтобы добиться желаемого результата, для чего необходимо уметь скрывать истинные эмоции и намерения и прогнозировать чужое поведение.
Если мы говорим о младенцах, детях раннего и дошкольного возраста, становится понятно, что такое поведение для них пока еще недоступно просто в силу физиологической и психологической незрелости.
Детям-дошкольникам свойственны спонтанность, искренность эмоций и эгоцентризм (не путать с эгоизмом!). Ребенок 4–6 лет не способен прятать свои чувства. Его лобные доли коры головного мозга, отвечающие за самоконтроль, пока не созрели. А присущий этому возрасту эгоцентризм (что совершенно нормально) не дает ребенку возможности поставить себя на место другого человека и предсказать его поведение. Поэтому манипулировать маленькие дети попросту не умеют.
Часто воспринимаются как манипуляция крик, плач, капризы, истерики, отказ от общения, агрессия, показная беспомощность, отказ от еды, непослушание и т. д. Родители жалуются: «Говорю „нельзя“, а он делает как будто назло», «Она как будто специально начинает канючить и выпрашивать», «Он специально кричит в магазине, чтобы мне было стыдно». Тут важно знать, что подобные проявления — это попытка ребенка удовлетворить какую-то из своих потребностей.
Нежелательное поведение вызывает негативную эмоциональную реакцию родителей и направлено на достижение нужного ребенку результата.
Что может стоять за «манипулятивным» поведением?
В раннем и дошкольном возрасте нежелательное поведение ребенка можно считать манипулятивным лишь условно. В его основе лежат либо собственное восприятие родителей, которые полагают, что их сын или дочь — манипулятор, либо кризис негативизма, либо неудовлетворенные потребности.
Кризис негативизма — важный этап развития личности, и его проходят в той или иной степени все дети. В этот период поведение ребенка действительно может выглядеть не совсем адекватным, но часто малыш сам не понимает, что с ним происходит.
Желание удовлетворять свои потребности свойственно всем людям в любом возрасте (и даже животным). Поэтому самая примитивная схема «стимул — реакция» на основе предыдущего опыта доступна каждому ребенку. Заплакал — получил. Но в полном смысле манипуляцией, исходя из определения понятия, такое поведение назвать нельзя. Тут важно не идти на поводу у ребенка и не создавать прецедентов.