С момента, когда дети начинают говорить, в доме звучат их частые просьбы:
– Я тоже хочу помыть посуду!
– Ты делаешь тесто для вареников? Я помогу!
– А можно взять веник? Мне хочется подметать.
– Давай, и я буду мыть пол.
– А телевизор нужно протирать той же тряпкой, что и пол?
Малышам до всего есть дело. Желание помогать у них врожденное и делит первенство с желанием подражать взрослым. Однако родителям детская помощь иногда кажется лишней: быстрее одеть ребенка самим, чем смотреть, как он несколько минут терзает застежку-молнию, и, наверняка, взрослые качественнее помоют посуду, чем это сделают дети. Кажется, что помощь по дому лучше отложить до того, как малыши станут проворнее и аккуратнее. Но не бывает специального возраста для того, чтобы учиться помогать. Просто важно подбирать поручения в соответствии с возрастом.
Давайте посмотрим, что по силам маленьким детям.
1-3 года
подавать нужные предметы: строительные инструменты, овощи для салата, бумагу для принтера;
подметать пол;
относить мусор в ведро, а ношеную одежду – в корзину для белья;
доставать постиранную одежду из стиральной машины;
сортировать носки по парам;
мыть в тазике свои игрушки;
убирать игрушки в контейнер, ставить на полку прочитанные книги;
протирать пыль на открытых низких поверхностях;
мыть твердые фрукты и овощи;
доставать покупки из продуктовой сумки.
3-5 лет
собирать ягоды, фрукты и овощи на даче;
мыть небьющуюся посуду;
накрывать на стол: ставить тарелки и чашки, раскладывать приборы и салфетки;
вытирать пролитую жидкость;
смешивать ингредиенты для жидкого теста или порезанные взрослыми овощи для салата;
собирать свой рюкзачок в детский сад и на прогулку;
нести домой из магазина легкий пакет с продуктами.
5-7 лет
расчесывать шерсть собаке или кошке, наливать питомцу воду в миску и насыпать корм;
поливать цветы;
сортировать одежду по цветам;
заправлять свою кровать;
выбирать одежду на день;
занимать в течение 5-10 минут младшего брата или сестру.
Получается довольно внушительный список дел, который может пополняться, если вовлекать детей в любое из домашних занятий и выделять им даже самую маленькую часть работы для исполнения.
Несколько советов родителям маленьких помощников
давая ребенку поручение, делайте это с улыбкой и в хорошем настроении. Лучше, если наведение порядка воспринимается в семье как естественный процесс. Тогда дети помогают родителям не из страха испортить мамино настроение, а просто потому, что это часть их семейной жизни;
избегайте рискованных для здоровья дел – убедитесь, что средства бытовой химии находятся вне зоны детского доступа;
будьте рядом и наблюдайте за процессом, если дети выполняют что-то впервые. Убедившись, что все получается, как надо, в дальнейшем не вмешивайтесь в процесс, если ребенок не просит вашей помощи;
хвалите малышей: их дерзания заслуживают добрых слов, а похвала вдохновит делать хорошие дела и в будущем;
не игнорируйте результаты работы, и, если ребенок зовет посмотреть, как чисто он вытер со стола следы пролитого клея, обязательно оторвитесь от дел и оцените старания;
не делите помощь по дому на дела для мальчиков и девочек: девочка вполне может помочь папе собирать купленный табурет по схеме, а мальчик – раскатывать тесто скалкой;
не поручайте домашнюю работу в качестве наказания, чтобы не вызывать негативные ассоциации;
переделывайте неправильно сделанную ребенком работу незаметно для него;
не отказывайтесь помогать другим членам семьи или, если заняты, объясните, что сделаете это позже. Дети копируют взрослые диалоги и, если часто слышат от кого-то из родителей односложные «не могу» и «не хочу», воспринимают такие ответы как норму.
А пролитая на пол вода? А ненароком опрокинутый цветочный горшок? А пол в разводах? Всего это не миновать, это уж точно. Но старайтесь удерживать себя от критики, чтобы не сбивать энтузиазм. Дети чаще всего хотят помогать, чтобы радовать родителей, и, видя, что плоды их труда принимают, малыши укрепляются в том, как здорово – быть помощниками и вносить посильный вклад в общее дело семьи. Лучшее, что могут сделать взрослые – поддерживать детскую инициативу.