Жертва манипуляций: как выбраться из треугольника Карпмана?

Жертва манипуляций: как выбраться из треугольника Карпмана?

Социальные отношения иногда представляют собой опасные связи, обусловленные манипулятивными тенденциями. Таков, например, так называемый треугольник Карпмана — психологический механизм, теоретически выведенный психиатром Стивеном Карпманом в 1968 году, который позволяет обнаружить скрытое недопонимание или манипулирование одним человеком над другим.

Треугольник Карпмана — типичный сценарий отношений между двумя и больше людьми, которые поочередно играют роль жертвы, обидчика (или контролера) и спасителя.

Каждый может в какой-то момент своей жизни участвовать в этой психологической игре совершенно бессознательно, «играя» поочередно все три роли этого психического механизма. Это подобие треугольного равновесия встречается в некоторых детских сказках, которые используют эту схему для усиления героизма спасителя по примеру Белоснежки — жертвы, ее злой мачехи — преследователя, и прекрасного принца — спасителя. Модель, которая воспроизводится в сказке о Красной шапочке или в Золушке.

Драматический треугольник Карпмана: три взаимодополняющие роли

Таким образом, треугольник Карпмана вращается вокруг трех «ролей»: жертвы, обидчика (он же гонитель и преследователь) и спасителя. В большинстве случаев, когда эти роли выполняют разные люди, они упорствуют в этом подобии равновесия, потому что каждый из них извлекает из этого личный интерес.

Жертва

Жертва позиционирует себя «под» другими. Она жалеет себя, живет в негативе и, прежде всего, ищет спасителя и или обидчика, чтобы укрепить себя в этой роли

Обидчик или контролер

Унижает так же, как и нападает. Он приказывает, разжигает злобу, а главное, считает жертву низшей.

Спаситель

Спаситель возвышается над жертвой и предлагает ей свою помощь, не желая, чтобы она уходила, иначе он потеряет свою роль. Он часто оказывает неэффективную помощь и создает пассивность посредством помощи.

После того, как треугольник Карпмана идентифицирован, человек должен быть в состоянии выйти из этой коварной психологической игры — или не входить в нее — чтобы успокоиться и оздоровить свои социальные отношения. Для этого необходимо переориентироваться на собственные потребности и не культивировать в себе стыд, страх или вину. Именно три этих «кита» составляют тот базис, на который опитраются маркетологи, чтобы использовать их в рекламе товаров.

Чтобы справиться со своими эмоциями, существуют различные методы поиска этого внутреннего покоя, сочетающие приемы медитации и осознанности. Компенсировать риски этой психологической игры помогут также определенные языковые процессы.

Избегать подтекстов и обобщений

Чтобы не впутываться в психологическую игру и, следовательно, в предвзятые отношения, нужно максимально избегать обобщений и фраз, содержащих «всегда», «никогда», «все время» и т. д. Точно так же лучше четко говорить о своих эмоциях, чем делать подтексты, которые порождают недоразумения и обиды.

Не ждите слишком многого от других

Вы можете надеяться на поддержку окружения, его доброжелательность, но будьте осторожны, чтобы не ожидать слишком многого. То, что говорят и делают другие, — это лишь проекция их собственной реальности, их собственной мечты. Когда вы невосприимчивы к чужим мнениям и поступкам, вы больше не становитесь жертвой ненужных страданий.

Признать свои ошибки

Один из факторов, который может запереть нас в треугольнике Карпмана, — это недобросовестность и неспособность признать свои ошибки.

Не слишком «психологизировать»

Попытка прислушаться к собственному разуму и эмоциям — да. Заниматься самоанализом и встречной психологией — нет. Несмотря на то, что часто бывает трудно принять наше поведение, эмоции и потребности, важно уметь прислушиваться к себе, не делая больших психологических выводов.

Сочувствие и доброжелательность

И последнее, но не менее важное: делайте ставку на сочувствие и доброжелательность во всех ваших социальных отношениях — не переусердствуйте, конечно же. Как и в случае позитивного воспитания, эти ценности делают лучше межличностные отношения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.