Дисциплина – это одна из форм обучения ребенка. В свою очередь, позитивная дисциплина как один из подходов преследует следующие цели:
Защитить ребенка от опасности.
Помочь ребенку научиться контролировать себя.
Научить ребенка быть ответственным.
Помочь ребенку усвоить истинные ценности.
Родители имеют уникальную связь со своими детьми. Если вы дисциплинируете ребенка с уважением и в своих решениях и поступках проявляете последовательность и справедливость, то непременно добьетесь устойчивых позитивных результатов.
Педиатры настоятельно не рекомендует применять по отношению к детям физическое наказание, в том числе шлепки.
Как правильно дисциплинировать ребенка?
Лучший способ справиться с вызывающим поведением – предотвратить его. Однако любой ребенок способен в определенный момент повести себя неподобающим образом. Когда это происходит, он должен рассматривать предпринятые по отношению к нему меры дисциплины как проявление справедливости. Непоследовательная дисциплина, применяемая лишь иногда, изредка, сбивает детей с толку.
Как родители могут научить своего ребенка хорошему поведению?
Регулярно хвалите ребенка и демонстрируйте ему свою любовь.
Определите, какое поведение можно проигнорировать.
Планируйте переход от одного занятия к другому и говорите о своих планах с ребенком, чтобы он заранее знал, чего ему следует ожидать.
Предлагайте ребенку ограниченные и реалистичные варианты выбора, устраивающие вас (и не противоречащие его интересам).
Принимайте его ошибки.
Будьте образцом для подражания.
Ваш ребенок должен знать ваши требования, правила хорошего поведения и накладываемые ограничения. Регулярно напоминайте ему о них. Хорошее ограничение должно:
Быть подходящим для ребенка по возрасту и уровню развития.
Помогать ребенку учиться контролировать себя.
Защищать вашего ребенка и окружающих.
Объясняться простыми словами.
Внедряться твердо, уважительно и доброжелательно.
Как родители должны справляться с плохим поведением ребенка?
Стратегии дисциплины должны зависеть от возраста вашего ребенка, стадии его развития, личностных особенностей и многих других факторов. Вот несколько полезных стратегий.
А. Перенаправляйте ребенка на другое занятие
Перенаправление с одного вида деятельности на другой хорошо действует в случае с детьми ясельного возраста, а иногда и с детьми старшего возраста.
При перенаправлении вашего ребенка не забудьте объяснить ему, что для вас неприемлемо в его поведении или действиях.
Б. Используйте логические последствия поведения
Применяйте четкие последствия нежелательного поведения вашего ребенка. Например, если ребенок дошкольного возраста бросает еду на пол, заставьте его помочь вам навести порядок. Когда беспорядок будет ликвидирован, действие последствия закончится.
Когда невозможно предоставить четкое последствие, лишайте ребенка привилегий. С маленькими детьми это необходимо делать сразу же. Например, ребенка, который играет слишком грубо, можно на некоторое время отсадить играть в одиночестве.
В. Позволяйте ребенку самому найти решения
Поиск решения проблемы поможет вашему ребенку узнать о последствиях его действий. Позвольте ему самостоятельно подумать над тем, как исправить его плохое поведение и принять соответствующее решение, согласно которому он, скорее всего, и поступит.
Г. Используйте тайм-ауты
Тайм-аут – это один из способов вывести ребенка из проблемной ситуации, когда он делает что-то недопустимое. При этом его отправляют на нейтральную, «скучную» территорию, например, в угол комнаты без игрушек и телевидения, и игнорируют его, пока он не успокоится. Этот способ лучше всего подходит для детей старше двух лет.
Как следует поступать родителям, когда ребенок устраивает истерику?
Истерики – нормальная часть развития ребенка. Они вызываются сильными негативными эмоциями, которые ваш ребенок не умеет контролировать или выражать в другой форме.
Вы можете предотвращать истерику следующими способами:
Хвалить ребенка за хорошее поведение.
По возможности устранять причины истерики, например, чувство голода или переутомление.
Отвлекать ребенка и перенаправлять на другие занятия.
Учить ребенка выражать свои чувства по-другому («Ты злишься?»).
Продолжительность и количество истерик можно уменьшить:
Вмешивайтесь еще до того, как ребенок полностью потеряет контроль над собой.
Разговаривайте спокойным тоном и признавайте его чувства. Например: «Сердиться – это нормально, но ты не должен драться».
Помогайте ребенку решить проблему или побороть состояние подавленности и разочарования.
Когда истерика случается:
Игнорируйте истерическое поведение.
Наблюдайте за ребенком на расстоянии, чтобы контролировать его безопасность. Убирайте с его дороги предметы мебели, игрушки или других детей.
Если ваш ребенок настолько расстроен и потерял контроль над собой, что может навредить себе или окружающим, вы должны держать его, используя столько силы, сколько будет необходимо. Делайте это осторожно, чтобы не причинить ему боль. Ни в коем случае нельзя шлепать ребенка или использовать другие виды физического наказания.
Когда истерика закончится, предложите ребенку выпить стакан воды или умыть лицо.
Перенаправьте его на новое, интересное занятие.