Создайте условия для сотрудничества. Покажите детям, как необходимо сотрудничать и уважать других людей, демонстрируя им свой собственный подход. Попросите детей оказать помощь в разрешении (их) конфликта и выразите свою уверенность в успехе их совместной работы. Очень важно, чтоб дети подходили к урегулированию конфликта с положительной стороны и поверили, что они могут вместе работать над его разрешением.
Помогите детям справиться с эмоциями. Чтобы оставаться спокойными в конфликтной ситуации, детям может понадобиться ваша поддержка и помощь — особенно, если они находятся на перекрестном огне обвинений друг друга. Если они напуганы, они могут растревожиться, и также будут нуждаться в дополнительной поддержке, чтобы сохранить свое спокойствие. В конфликтах, которые особенно накалены, детям может потребоваться время побыть вдали друг от друга, чтобы остыть прежде, чем продолжить путь урегулирования конфликта. Выделенное вами время на восстановление спокойствия поможет детям преодолеть желание реагировать агрессивно или будет способствовать выходу из сложившейся ситуации.
Способствуйте развитию эмпатии и уважения к другим. Научите детей слышать и понимать потребности и проблемы другого человека. Подскажите им, как лучше задавать вопросы, чтобы выяснить для себя, почему кто-то изъявляет определенной настойчивое желание и стремится непременно осуществить его. Пусть ваш ребенок постарается поставить себя на место другого и понять, какое значение может иметь реализация этого желания для человека. Эмпатия (осознанное сопереживание) является одной из важнейших основ для разрешения конфликтов и построения позитивных отношений.
Практикуйте навыки общения. Эффективное разрешение конфликтов всегда опирается на коммуникацию. Конечно, когда вы находитесь под прессингом конфликтной ситуации, вербальное взаимодействие может оказаться по истине трудным. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить четко, ясно и уважительно нужна хорошая практика. Вы можете помочь ему попрактиковаться в том, как начать разговор, чтобы инициировать урегулирование конфликта, например: «Если мы поговорим об этом, я уверен, мы сможем разобраться». Очень полезно также научить ребенка уверенно высказывать свои желания и опасения, например: «Я хочу, чтобы ты сначала спросил меня, прежде чем взять какую-то из моих вещей».
Поощряйте творческие решения. В конфликтах люди часто застревают на какой-то определенной позиции и не видят других вариантов. Вот почему при обдумывании возможных решений так важно мыслить креативно (творчески). Вы можете использовать при этом правило проведения мозгового штурма, заключающееся в том, что никто не вправе усомниться в эффективности предложенной идеи. Это правило специально предназначено, чтобы помочь в получении творческого взгляда на ситуацию. Если это необходимо, направляйте детей к главной сути проблемы, но оценку их придуманных и высказанных идей оставьте на потом. Пусть они свободно и беспрепятственно придумывают любые нестандартные идеи. Взрослые могут подключиться и помочь с разработкой альтернативных решений, если это будет способствовать творческому подходу у детей.
Когда прекратить и вмешаться. Некоторые конфликты слишком велики, чтобы дети смогли осилить их самостоятельно. Иногда они не готовы уладить конфликт, который все более и более обостряется. Если детские конфликты становятся очень интенсивными или приводят к физической агрессии, то важно, чтобы взрослые вмешались. Когда обоюдное решение невозможно, вы можете помочь ребенку продумать другие варианты, доступные для него и затем вместе выбрать лучший из них.