Амбивалентность – это противоречивые чувства по отношению к какому-либо объекту или ситуации. Например, подросток может видеть что-то одновременно с положительной и отрицательной стороны. Или при выборе в какой-либо ситуации оба варианта могут казаться ему одинаково привлекательными. Амбивалентность всегда вызывает у подростков противоречия и запутанность.
Если описать амбивалентные чувства словами, это может звучать примерно так: «В определенном смысле я не хочу того, что хочу. Я одновременно и одобряю происходящее, и не одобряю».
Сложность амбивалентных переживаний
Амбивалентные переживания приводят к очень сложному способу мышления, потому что они приводят к противоречивым оценкам, желаниям и мнениям. Люди, которые привыкли к логике мышления «или/или», плохо справляются с амбивалентными чувствами. Например, люди разных поколений или политических взглядов склонны к мнению: «Мы правы, а они – нет». Проще принять одну сторону, чем увидеть обе.
В амбивалентности нет «золотой середины» или компромиссной точки зрения. Требуется много усилий, чтобы развить способность к амбивалентному мышлению и видению ситуации с противоположных точек зрения.
С другой стороны, амбивалентные переживания могут приводить к беспомощности. Подросток может думать: «Я просто не могу принять решение!» Например, сомневаясь в своих отношениях, подросток может вспоминать, как они начинались: «Когда мы еще учились в школе, наши отношения были такими простыми. Мы просто хотели быть вместе. Сейчас мы все еще любим друг друга, но знаем друг друга лучше. Мы знаем все радости и сложности наших отношений. Такие противоречивые переживания мешают принять решение о том, продолжать ли наши отношения или нет». В этом случае нерешительность, вызванная амбивалентностью, может разрушать привязанность.
Амбивалентность у подростков
Амбивалентные переживания могут мешать развитию подростков. Например, в возрасте 15-18 лет, когда приходит время поступать в университет, подростки могут одновременно хотеть и не хотеть учиться дальше. Они испытывают смешанные чувства, буквально разрываясь между желанием остаться в зоне комфорта (продолжать жить дома) и развиваться дальше (поступить в университет, переехать от родителей и начать более независимую жизнь).
Родители подростка при этом могут проявлять нетерпение и контролировать подростка в том, чтобы он подавал документы в университет, готовился к вступительным экзаменам и т. д. Они могут предлагать ему свою помощь или настаивать на собственной точке зрения. И это еще больше усугубляет ситуацию. Подросток одновременно ценит их помощь и обижается на нее.
В раннем подростковом возрасте (от 9 до 13 лет) амбивалентность помогает детям сообщать родителям о своих противоречивых чувствах:
«Не нужно больше мне напоминать» / «Ты никогда мне не напоминаешь, и поэтому я забываю»;
«Ты всегда лезешь в мои дела» / «Ты никогда не наставляешь меня»;
«Оставь меня в покое!» / «Ты никогда не считаешься со мной»;
«Я могу сделать это сам» / «Ты никогда не помогаешь мне».
После таких фраз родители остаются в недоумении: чего же на самом деле хочет их ребенок? Какая из двух частей сообщения правильная? На самом деле в определенный момент каждая из частей правильная. Взросление требует отказа от детских зависимостей, и от этого у подростка может возникнуть чувство потери. Новый жизненный опыт вызывает у него смешанные чувства и кажется ему противоречивым. И он на самом деле такой.
Растущая амбивалентность делает подростковый возраст еще более сложным. Подросток думает: «Чем старше я становлюсь, тем более противоречивым становится окружающий мир. Для того, чтобы стать более независимым, я должен брать на себя больше ответственности. Чтобы чего-то достичь, я должен заставлять себя. В детстве все было намного проще». И это действительно так.
Амбивалентность в отношениях подростка с родителями
У подростка в отношениях с родителями возникает больше амбивалентных переживаний, чем у ребенка младшего возраста. Стремление подростка к свободе действий и самовыражения усложняет взаимоотношения с родителями. В этом возрасте у подростков конфликты с родителями случаются чаще, чем раньше.
Если раньше родители были склонны идеализировать своего ребенка («Ты замечательный!»), то теперь отношения с ним становятся более напряженными («С тобой сложно найти общий язык»). Если подросток и родители смогут проявить больше терпения к амбивалентным переживаниям друг друга, это поможет решить конфликты. Помните: это не означает, что подросток начинает меньше любить родителей, или родители – подростка.
Родители могут проявить интерес к изменениям в чувствах подростка. Они могут просто попросить: «Помоги мне лучше понять, как ты меняешься».
Хуже, если родители не проявляют терпения к амбивалентным переживаниям подростка. Они критикуют подростка за то, что он меняется: «Раньше ты был таким замечательным ребенком! Что с тобой случилось?». Это может еще больше усугубить ситуацию.
Амбивалентность и развитие подростка
Амбивалентность является частью развития подростка. Однако она может иметь для него отрицательные последствия. Рассмотрим некоторые из них:
амбивалентность может омрачить отношение подростка к жизни (например, он может думать «Чем я старше, тем труднее становится быть понятым»);
амбивалентность может вызывать нерешительность («Я не знаю, какой жизненный путь мне выбрать»);
амбивалентность может требовать от подростка умственных усилий («Мне нужно взвесить обе стороны»);
амбивалентность может сбивать ребенка с толку («Я не могу это понять»);
амбивалентность может приводить подростка в уныние («При любом исходе будут проблемы»);
амбивалентность может запутывать подростка («Я постоянно меняю точку зрения и не могу выбрать»);
амбивалентность может вызывать нерешительность («Я должен быть полностью уверен»);
амбивалентность может вселить в ребенка ощущение несовершенства («Все в этом мире – компромисс»);
амбивалентность может быть слишком трудной для подростка («Простых ответов не существует»);
амбивалентность может вызывать беспокойство («Я беспокоюсь о плохих последствиях»).
Чем старше становится подросток, тем больше в его жизни появляется причин для амбивалентности. Отчасти это происходит из-за того, что жизненный опыт подростка становится все более сложным и неоднозначным. Вместе с выгодой приходят риски, с достижениями – потери, с приобретениями – затраты, с уверенностью – неопределенность, с выбором – последствия, с преимуществами – недостатки.