Какое чувство вызывает у вас падение подростка с чего бы то ни было? Возможно, вы содрогаетесь или даже испытываете физическую боль. Материнский инстинкт велит вам защитить ребенка, поднять его и отвести в безопасное место. Но правда заключается в том, что иногда подросткам просто необходимо подвергаться риску, падать и испытывать другие опасности подобного рода для того, чтобы успешно развиваться. И вот почему.
Подростковый период – это время невероятного физического, интеллектуального и эмоционального развития. Однако мало кто знает, насколько не синхронизированы между собой «рывки», которыми оно происходит, и насколько существенно такой дисбаланс влияет на нужды и потребности подростков, ответственность за удовлетворение которых лежит непосредственно на взрослых людях.
Вот некоторые из биологически обусловленных изменений, которые происходят в начале периода полового созревания.
Повышенная склонность к риску, как правило, вызываемая желанием «покинуть гнездо» и исследовать огромный мир. (Это свойственно не только человеку, но и большинству млекопитающих.)
Повышенная эмоциональность. Когда исследователи изучали, как родители и дети предподросткового возраста обсуждают конфликтные ситуации, они обнаружили, что большинство детей злились. Однако дети предподросткового возраста, у которых уже начался период полового созревания, как правило, злились гораздо сильнее, чем дети, у которых этот период еще не начался.
Преувеличенно ревностное отношение к социальному статусу. Это частое явление при формировании репродуктивной системы. Подростки склонны жертвовать безопасностью ради статуса, принимая риски, которые придают им более завидное социальное положение в группе сверстников.
Пубертатный период активизирует процессы в головном мозге, связанные с определенными стремлениями, мотивациями и эмоциями. Такие побуждения и эмоции присутствуют и раньше, но подростковый период усиливает их, а у некоторых детей довольно резко.
К сожалению, хотя подростки начинают реагировать сильнее эмоционально, развитие областей мозга, которые отвечают за рациональное мышление и помогают контролировать сильные эмоции, временно отстает. Для их полного развития может потребоваться еще несколько лет, а это означает, что подросткам нужна помощь при контроле над их обостренными эмоциями и побуждениями к принятию необоснованных рисков.
Сон – это простой пример того, как дети нуждаются в помощи при управлении незначительными биологическими изменениями, которые могут оказывать серьезное влияние на их будущее благополучие.
В период полового созревания очень часто происходят тонкие изменения в структуре сна: многие подростки чувствуют большое желание ложиться спать позже и любят дольше спать по утрам. Но это небольшое биологическое изменение не настолько существенно, чтобы изменить их режим сна. Подростки, чьи родители настаивают на соблюдении режима, без проблем засыпают в 21:30 и просыпаются в 6:45 утра.
Тем не менее окружающая обстановка может привести к резким изменениям в режиме сна детей. Зарождающаяся озабоченность по поводу собственного социального статуса заставляет их ложиться спать очень поздно, проводя время в переписке с друзьями, просмотре видео роликов и даже выполнении домашней работы. Многие дети в этом возрасте бодрствуют допоздна, несмотря на утомление.
Родители часто считают, что их уже самостоятельные подростки могут сами справиться с графиком сна. Но, как правило, это не так. Подавляющее большинство подростков не обладают в достаточной мере развитым когнитивным управлением, необходимым для того, чтобы противостоять искушениям, – например, написать сообщение любимой девушке, – выключить компьютер и пойти спать.
Поэтому подросткам наряду с получением большей автономии необходима структура. Это немного трудно для понимания, но в значительной степени схоже с предоставлением маленьким детям ограниченных вариантов выбора (например, «В качестве перекуса ты можешь съесть яблоко или морковку»). Просто структура и варианты выбора, которые мы предоставляем нашим детям, должны отражать их стремления и мотивацию на данном этапе развития. При этом им нужен элемент опасности.
Именно поэтому важно предоставлять детям возможности падать. Подростки стремятся к риску. Хотя мы, родители, как правило, хотим оградить детей от рисков, лучше вкладывать нашу энергию в то, чтобы направлять их в сторону здоровых рисков. Мы можем так выстроить и структурировать их окружающую среду, что у детей появится множество возможностей для неудач, падений, которые не повредят им слишком сильно.
Это называет предоставлением тщательно продуманных возможностей для неудач и ошибок. Подростки склонны уклоняться от принятия позитивных рисков, которые могут заставить их выглядеть в глазах сверстников не такими крутыми, но, несмотря на сильный страх, они бросаются на риски, которые помогают им получить определенный социальный статус.
Когда взрослые люди сознательно структурируют школьную культуру и окружение так, что статуса и уважения добиваются те дети, которые принимают риски, – риски, тщательно продуманные взрослыми людьми за кулисами, – подростки процветают.
С другой стороны, если мы не прикладываем усилий для того, чтобы ликвидировать разрыв между растущим стремлением молодых людей рисковать и их все еще незрелой системой самоконтроля, последствия могут быть плачевными.
Подобно тому как дети, не получающие достаточного количества сна, подвергаются большему риску переживания депрессии, тревог и других негативных эмоциональных состояний, дети, которые не имеют возможности принимать позитивные риски, – например, пробить решающий пенальти в ответственной игре или выступить в рок-группе перед своими сверстниками, – часто принимают негативные риски. И эти негативные риски доводят подростков до больницы, неприятностей с законом или еще чего-то худшего. Подросткам свойственно делать глупости.